Про оценку "успешности" MOOC

Jun 25, 2013 18:27


Довольно часто в обсуждениях вокруг MOOC всплывает цифра про процент успешно окончивших среди общего числа зарегистрированных на курс. Она где-то там в районе 5%. И это часто является аргументом при сравнении с традиционным образованием.

Я хочу объяснить, что эта цифра бессмысленна и не имеет ничего общего с процентом успешно окончивших вуз, а скорее является, например, аналогом CTR для баннерной рекламы.

И вот почему.

Большое количество зарегистрировавшихся на курс изначально не планируют его проходить:

1. Регистрация на курс - просто выражение интереса к теме, своеобразное коллекционирование. Регистрация происходит “на всякий случай” - вдруг, решу пройти курс. Это такое “Избранное” или “Закладки”. Я думаю, это самая многочисленная категория. Нулевой порог входа очень этому способствует. Как только за предварительную регистрацию начнут брать деньги, даже символические, процент окончивших резко приблизится к офлайну. Другой способ отсеять эту категорию - ввести обязательное задание на входе в курс (в каком-то смысле аналог вступительного экзамена, или инициация, если угодно - она же, кстати, закрепит тех, кто её пройдёт) или в крайнем случае в конце первой недели (и так много где есть). Но вообще-то ничего специального делать с этой группой не нужно, потому что это нормальная ситуация. А цифры надо брать, начиная с успешного окончания первой недели, и только после этого делать на их основании какие-то выводы.

2. Регистрация происходит для того, чтобы иметь в будущем доступ к материалам курса - либо скачать их по окончании курса, либо иметь доступ к архиву в любое время, если материалы курса не будут закрыты. Может просто потому, что человек понимает, что у него нет времени на этот курс, но знания эти нужны; может, он и так разбирается в данной теме, но не откажется от дополнительного материала, а может снова “на всякий случай”. Эту группу можно отследить по паттернам поведения - массовые закачки, обращение после окончания курса и т.п.

3. Люди, которые уже проходили этот курс и пришли посмотреть на вторую (третью, +) итерацию курса. Им не нужно пересматривать всё, им не нужен сертификат, они пришли, скажем, посмотреть, что появилось нового, или пообщаться на форумах, на которые не оставалось времени в процессе обучения. Это легко проверить, когда есть данные предыдущих сессий, а также, я думаю, это ещё один особый паттерн поведения, который ловится.

4. Люди, которым не нужен целый курс, но нужна одна-несколько тем, ради которых они и пришли. Вполне себе конструктив. Возможно, модель KhanAcademy для них подходит лучше, но иногда выбирать не приходится - либо материал есть только у данного провайдера MOOC, либо важен конкретный преподаватель/университет.

Более мотивированные, которые могли бы закончить курс, но:

5. В данный момент не знают, найдётся у них время или нет. Не секрет, что на курсеру и т.п. приходят люди, учащиеся в других местах, работающие, семейные и прочие занятые. Они бы прошли курс при случае, но случай не всегда есть, это своеобразная лотерея (вероятностный процесс с характеристиками, которые можно при желании оценить).

6. Берут курс, чтобы понять новую для себя область. Или разобраться, нужно им это или нет, нравится или нет - ведь не про всё можно понять заранее, многое нужно попробовать. И человек разбирается. Я считаю, это положительный исход обучения - человек быстро понял, что это не то, чего он хотел. Опросники на входе и выходе могут помочь.

7. Интересуются темой, хотели бы её глубже изучить, но им важно знать подробности курса. Что именно там будет изучаться, кто лектор, как он читает, как организован процесс. Многие из этих вещей невозможно узнать заранее, даже syllabus часто появляется только в момент запуска курса, что вынуждает регистрироваться на него. На манеры преподавателя тоже не всегда заранее посмотришь.

И ещё отдельная группа с проблемами целеполагания и воли:

8. Люди, которые не очень понимают, зачем конкретно они берут курс. У них есть некий общий интерес к теме, но неясны перспективы такого занятия и потому нет возможности долго поддерживать мотивацию. Их можно было бы выявить опросником при входе на курс.

9. Не все умеют адекватно оценить свои силы и не понимают, каких затрат потребует курс, а часто это и нельзя определить заранее. Быстро отваливаются по ходу дела при приближении к лимитам.

10. Наконец, не у всех участников достаточно сильная воля, чтобы заставлять себя находить время и регулярно прилагать усилия. При этом остальные ресурсы, главный из которых - время, у них есть.

И, кстати, эта последняя группа, на мой взгляд, самая благодатная в плане возможного улучшения показателей. Им просто надо помочь. А для первой большой группы (п.п.1-4) нужны другие инструменты. Но это отдельная тема.

Список открыт, можно дополнять.

Основная моя мысль, думаю, и так понятна - приведённая в начале цифра не предназначена для сравнения с традиционным образованием (которое в нашей стране умеет обеспечить себе дополнительную мотивацию в виде армии, родителей или давления общества, а в платном случае ещё и в силу уплоченного), а больше подходит для сравнения с процессами пассивного потребления - чтением новостей, хождением по ссылкам, кликам на баннерах (если кто-то их ещё кликает).

learning, mooc

Previous post Next post
Up