Ещё раз хочется сказать про индивидуальный подход в рамках массовых открытых онлайн курсов. Традиционная критика утверждает, что обычные университетские аудиторные занятия лучше онлайн-курсов по такому параметру как внимание к студенту, выражающемуся в ответах на вопросы студента, оценке его решений и вообще успеваемости. Не какой-то там peer-review непонятно от кого.
И хотя в теории и в идеале это всё верно, на практике жизнь вносит свои коррективы. Я сейчас частично повторю то, что уже
говорил здесь.
0. В реальном вузе студент не всегда наделён таким вниманием преподавателя, которое ему следовало бы получать. Причин этому может быть много, но главная мысль в том, что университетский идеал для сравнения с MOOC’ами местами далёк от реальности. Это безусловно плохо, но такова се ля ви.
1. Ответы на вопросы в рамках MOOC почти всегда находятся на форумах курсов (я сейчас говорю на примере курсеры, так как знаю её лучше). Массовость курсов играет в этом месте положительную роль: больше народу - больше шансов, что кто-то знает ответ на вопрос (например, потому что лучше понял или же сам столкнулся с той же проблемой и решил её).
2. Не во всех, но во многих курсах на форумах активно участвуют преподаватели и их помощники (teaching assistants), иногда из университета, а порой и из числа добровольцев, прошедших более раннюю итерацию того же курса. Это сильно поднимает качество жизни на форуме.
3. Курсера понимает важность форумов и активно дорабатывает их, в том числе и вводя туда элементы геймификации. Эта целенаправленная работа означает, что через полгода-год форумы будут ещё более качественным ресурсом.
Ну и наконец хочется поделиться опытом прохождения одного конкретного онлайн курса, который по всем перечисленным параметрам вообще не уступает вузовскому курсу. Это «
Pattern-Oriented Software Architectures for Concurrent and Networked Software» by Douglas C. Schmidt. Это тот самый Дуглас Шмидт, который является автором
библиотеки ACE, соавтором двух книг из серии
C++ In-Depth по сетевому программированию и нескольких книг из серии Pattern-Oriented Software Architecture (например,
Pattern-Oriented Software Architecture, Volume 2, Patterns for Concurrent and Networked Objects).
Во-первых его курс просто качественный и содержит много материала. Чуть ли не к любому слайду у него есть ссылка на дополнительный материал, часто на
его же статьи, написанные в разные годы.
Во-вторых он сам безумно активно участвует в обсуждениях на форумах и лично отвечает на многие вопросы.
Даже уже здесь этот онлайн курс превосходит многие курсы реальные. На многих ли курсах в институтах ваши преподаватели оперативно отвечали на вопросы на форумах курса? Были ли вообще хоть какие-то форумы курсов?
Но это не всё. В-третьих, в моём конкретном случае он лично порефакторил мой код в одном из заданий и сделал его более соответствующим духу ACE и обсудил его потом со мной в почте, в том числе и на предмет, что ещё можно было бы сделать, чтобы лучше познакомить студентов с другими паттернами. А потом ещё и сделал его разбор в рамках еженедельной видеовстречи.
Я конечно понимаю, что в целом это случай не массовый, а вызванный тем, что ему понравилось конкретное решение (это было первое из заданий по программированию, в котором надо было написать двухпоточную софтину, где потоки по очереди говорили бы ping и pong, а мне неохота было писать его на мьютексах/семафорах, поэтому я сделал через передачу сообщений, и до кучи запостил ещё решение на эрланге).
Вот. Курс ещё не кончился, на очереди решение проблемы обедающих философов и написание простого сервера с реактором. Мне кажется, достаточно хороший практический курс.
Ну и ещё одно традиционное наблюдение про масштабы.
Распределение количества решений первого задания по программированию:
Java 840
C++11 260
C# 199
Python 170
Ruby 56
C++ ACE 51
Scala 50
C++ boost 4
В очередной раз видно, как многодесятитысячная массовость сходит на нет до чисел в считанные тысячи человек. Впрочем, это всё равно на несколько порядков больше вузовского курса.