Спи спокойно, милое дитя.
На микро сцене театра «Сузірь’я» состоялась премьера спектакля «Человек-подушка» по пьесе Мартина МакДонаха. Английский драматург приобрел мировую славу благодаря короткометражке «Шестизарядник», за которую получил Оскар. Закрепила кинематографический успех автора картина «Залечь на дно в Брюгге», где МакДонах, как и в предыдущей работе, выступил в роли сценариста и режиссера. Однако, помимо широких экранов, творчество писателя касается и театральных подмостков. Среди семи пьес автора, «Человек-подушка» вызвал наибольший резонанс.
Очень неоднозначная, затрагивающая множество морально-этических аспектов жизни вообще и творческого человека в частности, пьеса являет собой совершенный продукт, драматургический шедевр. Многослойность и неоднозначность персонажей заставляет зрителя постоянно менять свое отношение к ним. Невозможно «уцепиться» за одного героя и пройти с ним путь от начала, и до конца истории. Каждого из персонажей можно понять, им можно даже сопереживать. Но в отличие от классических произведений, где мы имеем четко очерченные абрисы протагониста и антагониста, здесь грани между героем и антигероем размыты. У каждого персонажа есть темные и светлые стороны, а так же множество граней. По тому, помимо симпатии и эмпатии, зритель порой испытывает отвращение к героям.
Действие разворачивается в полицейском участке. Детектив Тупольски и его напарник Ариэль допрашивают писателя по имени Катурян. В рассказах Катуряна блюстители порядка видят руководство к действиям для преступников, убивающих маленьких детей. Их подозрения строятся на том, что в реальной жизни произошло несколько преступлений в точности повторяющих сюжеты рассказов писателя. Но автор отрицает свою причастность, тем более что никто не читает эти рассказы, кроме его умственно отсталого брата Михала.
В своей постановке режиссер Тарас Бенюк уходит от первоначального формата пьесы. В оригинале, помимо основных героев, появляются второстепенные персонажи - герои рассказов Катуряна. Здесь же, мы видим только двух полицейских, писателя и его брата. Таковой была задумка режиссера. Он ставит на минималистичность в плане сценографии и спецэффектов, в то же время, делая упор на игру актеров, раскрытие психологии персонажей. Учитывая специфику помещения микросцены, где нет подмостков в привычном смысле - актеры находятся в непосредственной близости к зрителям. Это усиливает эмоциональный накал и без того взвинченный до предела. Конечно, в достижении желаемого эффекта очень важна игра актеров. Для воплощения «Человека-подушки» режиссер привлек молодых актеров Павла Кильницкого и Константина Добровольского, а так же сам исполнил две роли.
Главную роль - роль писателя попавшего под подозрение полиции в тоталитарной стране, исполняет Павел Кильницкий. Его Катурян - человек абсолютно поглощенный своим творчеством и заботами о брате. Внешний мир далек от него, как другая планета. Его рассказы - это отдушина, росток жизни в окружающем его черством, жестоком мире.
Роль детектива Тупольски исполняет Тарас Бенюк. Его герой самовлюбленный, нацеленный на результат червь, планомерно точащий груды бумаги и выстраивающий следствие по собственной схеме. Он мнит себя таким крутым детективом, какие бывают в американском кино. Он выше всех, он есть закон. Напарник детектива Тупольски - Ариэль, в исполнении Константина Добровольского, абсолютная его противоположность. Этот пес способен растерзать всех и вся, поддаваясь эмоциям. Однако чувство справедливости у него развито куда больше чем у его начальника. Впрочем, как и другие чувства. Ариэль не мелочится. Когда Тупольски выдавливает свои сухие выводы по капле, Ариэть выплескивает бурю страстей. Еще одно действующее лицо - брат писателя Михал. Эту роль так же исполняет режиссер постановки Тарас Бенюк. Интересно то, что ему в спектакле достались диаметральные персонажи, и оба они взаимодействуют с главным героем - писателем.
Не смотря на то, что персонажи находятся по разные стороны баррикады, всех их объединяет одна проблема - тяжелое детство. Эта тема - лейтмотив творчества Катуряна. Но со временем становится ясно, что каждому из героев есть что вспомнить и что хотелось бы навсегда забыть. Вот только потрясения, пережитые в детстве, не проходят бесследно. Проступки взрослых ложатся клеймом на психику ребенка и преследуют всю жизнь, делая каждого немного сумасшедшим. Каждого из нас.