Извините, что с опозданием (презентация состоялась месяц назад), сообщаю о выходе книги, где ваш покорный слуга значится научным редактором. Коротко, о том, как это было.
Бенджамин Айзитт (так правильно произносится имя автора, в чем я не смог убедить издателей и на обложке "Иситт", но бог с ними) - канадский историк, который случайно обнаружил в архиве музея Военной истории (Торонто) документы, связанные с историей канадского экспедиционного корпуса в России 1918-1919 гг., в период, который в нашей историографии назывался "иностранной интервенцией". Бен проделал огромную работу, собрав не только документы и фотографии в архивах, но также нашел потомков канадцев, которые служили в Канадском Сибирском экспедиционном корпусе (это его офиц. название) и использовал фото, документы и письма, которые хранятся в семьях потомков. В результате он написал книгу и создал сайт, где выложены материалы об этой истории:
http://www.siberianexpedition.ca/story/index.php?lang=russian Благодаря Бенджамину мы получили почти исчерпывающую информацию о корпусе, про который ничего не знали. Пока нет на русском языке книг ни о японском, ни об американском, ни о британском корпусах, а о канадском есть.
Сайт отличается от книги. В книге - больше информации, на сайте - фотографий. Так что выбирайте. Книга продается в книжной лавке музея им. Арсеньева (Владивосток, Светланская, 20) по цене 1000 руб. Кто хочет сэкономить, пишите в личку.
Бенджамин Айзитт
Канадский корпус прибыл во Владивосток в конце октября 1918 года, а эвакуировался в июне 1919-го, т.е. находился здесь 8 месяцев. Численность корпуса 4210 человек: 4209 мужчин и 1 женщина (медсестра Грейс Поттер). Это был один из крупнейших иностр. корпусов (третий по численности после японцев и американцев) и потому канадцы играли большую роль в Объединенном командовании союзных войск - так официально называли тех, кого позже большевики обзовут "интервентами". Тут надо не забывать, что когда союзники высадились во Владивостоке, еще шла Первая мировая война и большевики после сепаратного Брестского мира воспринимались, как союзники Германии.
Во время Сибирской экспедиции 19 кандцев погибли. Пятеро умерли еще по пути во Владивосток и похоронили их в море. 14 чел. умерли во Владивостоке от разных болезней, в основном инфекционного характера. Один офицер покончил самоубийством. Ни один канадец не погиб во Владивостоке и России (один отряд канадцев доехал до Омска) во время боевых действий по той причине, что они не участвовали в боевых действиях. Единственная операция при участии канадцев проходила в апреле 1919 года, когда красные партизаны захватили с. Шкотово и освободили заключенных тюрьмы. Пока 200 канадцев в составе сводного отряда (в него входили японцы, чехи, французы и итальянцы) добирались до Шкотово, партизаны сделали свое дело и скрылись в тайге.
Чем занимались канадцы во Владивостоке? Несли гарнизонную службу, патрульную службу, участвовали в международных полицейских патрулях, которые поддерживали порядок во Владивостоке в то неспокойное время. Считается, что прообраз Интерпола (International Police) появился именно во Владивостоке в 1918-1920 гг. В свободное время они посещали кино, театры, рестораны, ночные клубы ("Аквариум" - это клуб, главный ночной клуб Владивостока" (с) Кессель), публичные дома (канадцы не страдали комплексами и охотно фотографировались с проституками). Кроме того, канадцы устраивали спортивные соревнования по боксу, играли в футбол и... хоккей! По некоторым данным, в канадский хоккей во Владивостоке играли и раньше, но совершенно точно это происходило зимой 1918-1919 гг. Для сравнения, в центральной России о канадском хоккее не знали до 1940-х гг.
Русское издание книги "Из Виктории во Владивосток" претерпело большие перипетии. Выход книги затянулся на 2,5 года, поскольку издатель зачем-то заказал перевод книги в Москве. Я понимаю, если бы он обратился к одному из лучших переводчиков с английского? нашему земляку
spintongues, но текст попал в руки "настоящих масквичей". В результате, появились "Орлиный холм" (Orlinaya hill), "улица Светлановская" и многое другое. Плюс к всему переводчик не смог (не захотел?) перевести стихи канадского поэта (он был в составе корпуса) Джона Фрейзера. Одним словом, кроме редакторской работы, пришлось первый раз в жизни переводить стихи, так что, если будут претензии по этой части - это ко мне.
Во время эвакуации корпуса из Владивостока весной-летом 1919, пятеро канадцев дезертировали и остались в России. По косвенным свидетельствам, причина - шерше-ля-фам. Они нашли себе женщин и не захотели покидать их. В то же время, судя по списку, они носили русские и украинские фамилии, т.е. были эмигрантами из России в Канаду и таким образом, воспользовавшись случаем, совершили репатриацию.