Выставка "Бронзовый век. Европа без границ".

Jan 10, 2014 16:58

Сходил в ГИМ на выставку "Бронзовый век. Европа без границ".
Ведь, как известно, я специалист по бронзовому веку. Оказался дико разочарован. При том, что делали выставку мои знакомые, которых всегда полагал профессионалами. Разочаровало все, от грубых фактических ошибок в аннотациях к выставке (так, в самом первом тексте древние культуры Передней Азии названы "западом", обладающим письменностью, а бесписьменные культуры Европы названы "востоком"), до сумбурного представления материала. Даже я, являясь специалистом по этой теме, потерялся в витринах и подписях. И если в нашем, российском, материале я разобрался, то в европейском, а именно его я и хотел посмотреть, я ничего не смог понять. Какие датировки, какие культуры - ничего не ясно. Подбор экспонатов и витрин чудовищно хаотичен. Рядом лежат вещи из Германии и из Закавказья, тогда как они относятся к совершенно разным цивилизациям. Вот лежит бронзовая вилка с двумя человеческими фигурками из Адыгеи, в другом конце зала лежит плита с петроглифами, изображающая пляшущих людей, найденная моей экспедицией на Северном Кавказе. И только я один в зале знаю, что оба экспоната относят к культу близнецов и они должны находиться вместе.
Название и идея выставки отличная - Европа без границ. Но представлена она так, что все европейское единство рассыпается на отдельные фрагменты, непонятно что значащие. Организаторы просто выложили вещи на витрины (и это в XXI веке), напечатали к ним подписи, содранные из учебника, и этим ограничились. Благодаря моему научному руководителю Н.В.Рындиной в преподавании археологии бронзового века в России делается аспект на технологии и производствах. И каждый студент теперь знает, чем отличается мышьяковистая бронза от оловяной, каков процент мышьяка должен быть в металле для украшений, а какой для оружия, и что такое литье по восковой модели. Но зачем это нужно знать посетителю выставки? У обывателя, с какого-то перепугу случайно зашедшего в ГИМ, должно сформировать общее впечатление об эпохе, о процессах того времени на основании правильно скомпонованных и объясненных предметов. Вместо этого ему пересказывают инструкцию из литейного цеха.
В одном месте лежат шаманские вещи из Галичского клада (Костромская губерния), в другом оружие из Бородинского клада (Украина), в третьем вещи из Трои (Турция), в четвертом оружие из Турбинского могильника (Урал). И в этих комплексах есть нефритовые изделия из Саян. И как он догадается, что все эти вещи имеют отношение к сеймино-турбинской культурной общности, аннотация о которой находится на стене в пятом месте, и в которой об этих вещах ничего не говориться. А ведь сеймино-турбинские воины в позднем бронзовом веке перевернули всю Евразию. Хотя казалось бы, прекрасный повод заявить о Европе без границ.
Другая "Европа без границ". Стенд фатьяновской культуры, находящейся в лесной полосе Восточной Европе. Где сказано, что фатьяновцы относятся к огромной европейской общности культур боевых топоров? Почему рядом не лежат аналогии из Польши и Германии? А ведь это же грандиозная полоса культур, завязанная и на индоевропейскую проблематику, и проблему происхождения германцев. Ведь именно их фашистские археологи полагали своими предками, с ними связывали "истинных арийцев", выделяя волны распространения их влияния по всей Европе.
Почему везде лежат модели колесниц из Калмыкии, Германии (кстати, это только я знал, что это такое и с чем их едят, из подписей к экспонатам совершенно ничего не ясно), рядом транслируется ролик про древние колесницы в Месопотамии?. Так где появился колесный транспорт - в Европе или в Ираке? Я-то знаю ответ, но какой сумбур образуется в голове человека, который не в теме, а просто зашел поглазеть в музей?
В общем, надо приниматься за тематику бронзового века. Не то коллегию доведут ее до ручки.
Previous post Next post
Up