Пилотяги.

Jul 08, 2011 22:47

Не успели мы отойти от парашютов, как нас посадили на самолеты.
В среду и четверг прошли первые тренажи на "живых" элках. Все лекции и семинары были еще в апреле. Пришлось все вспоминать, но, естественно,тот объем в 8 часов, что мы прошли весной, в памяти не всплыл. Так что придется, как всегда, по бразильской системе отрабатывать.



Руководство по летной эксплуатации, сокращенно РЛЭ. Настольная книга на ближайшее время.






Первый инструктаж в кабине. По приборам и интерьеру кабины в принципе все понятно.



Слава в мензелинской футболке. Бразильская система - это что-то. Заставляет мозг шевелиться. Илона Давыдова со своим экспресс методом нервно смолит бычки в сторонке. Учебники читаем прямо на стремянках. 3 дня - это катастрофически мало для тренажей, особенно, если теория была 2 месяца назад, а парашютная подготовка, на которой поток выдувает все лишнее из головы, закончилась на прошлой неделе.
Если не ошибаюсь, в этот момент на стремянке мы учили "покидание самолета в воздухе". Выучили твердо и сразу. С катапультой и без. Это единственная вещь, которую обучаемый должен выполнять сам при любых обстоятельствах. Ибо кроме него самого никто помочь не сможет.



Это наши Л-ки. Одна уже перекрашена в цвета роскосмоса. Другая имеет старую, но не менее красивую, военную схему окраски. На заднем плане - фюзеляж Ту-104, бортовой 48. Первый борт для тренировки полетов на невесомость, на котором летал Юрий Гагарин. Самолет в плачевном состоянии, консоли крыла сняты, но утилизировать его нельзя - это практически памятник. И на восстановление средств нет. Было еще 2 подобных самолета №46 и № 47. №46 доживает свой век в музее в Монино.





Примерка ППК(противоперегрузочный костюм ППК-3, на фото это зеленые штаны), ЗШ (защитный шлем ЗШ-7) и кислородные маски. Желательно, чтобы все должно было подобрано по размеру. "А то был тут у нас один случай.." (с)
ППК действует следующим образом: при возникновении перегрузки штаны наддуваются, создавая давление на ноги и живот, и таким образом предотвращают отток крови от верхней части туловища, к которой относится и голова, между прочим.




Тренаж за день до полета уже в полном снаряжении.

Сегодня прошли первые полеты у Славки Морозова и у меня. Волнения нет. Вообще. Все равно весь пилотаж сегодня крутит инструктор, а нам ручкой поработать, если дадут, то мало. Ну, были некоторые переживания, что на сложном пилотаже вестибулярка даст сбой, не обошлось без шуток.:)) А так... Посадка в самолет, пристегнулись, техники все проверили,связь есть. Запрос диспетчеру на запуск
- "Чкаловский, это 723, запуск" - "723, запуск, переходите на седьмой",
выруливание
- "Чкаловский, 723, руление" - "723, руление, исполнительный 121, давление 749",
На линии осмотра техпроверка самолета, все в порядке
-" 723, со стартом" - "723, со стартом, ваша - первая ( рулежка)".
На рулежке ждем - садится какой-то транспортник большой, ему надо уступить ВПП, на всякий случай.
"723, фонари закрыты, на исполнительный" - "723, на исполнительный".
Наконец, взлетка.
"723, согласовано, взлет" - "723, взлет разрешаю"
Поехали! Т.е. полетели! Закрылки 25, РУД вперед.
Разбег,отрыв плавный. Набор высоты..Сегодняшнее задание - пилотаж в зоне и полет по "коробочке". Выходим в ИПМ (исходный пункт маршрута). Маршрут.Переключаемся с 3 канала на 2, потом на 8. На 8 тишина, никто не отвечает на запрос. Возвращаемся на 2. О-па. Там тоже молчат. Если вдруг отказ радиосвязи - это нештатка, прекращение полета и приземление, не хотелось бы. Возращаемся на 3 канал. На 3 канале наконец ответили и сказали, что проверят связь. Вот и 8 канал вышел в эфир. Они там спят что-ли в диспетчерской?
* На аэродроме за различные этапы полета самолета отвечают разные диспетчеры, каждый общается на своем канале, которые настроены в нашей бортовой радиостанции. Запрос запуска - первый канал. руление - 7, взлет и посадка - 3, полеты вблизи аэродрома и по "коробочке" - 2 канал, полеты в зоне для пилотажа - 8 канал.
Выходим во 2ю пилотажную зону. В стороне остается Киржач. На черно-сером поле видно темно-песочную раскатанную грунтовую взлетку. Сразу вспомнился первый прыжок с парашютом в 2004 году и приземление на том поле. Вышли к Кольчугино. Практически над Кольчугино находится центр т.н. второй зоны - участка неба, где можно отрабатывать различные элементы высшего пилотажа.
После выхода в зону выбрали ориентиры (кроме самого Кольчугино и прямого участка шоссе никаких особых ориентиров не нашлось) и начали крутить. Сначала плавно - вираж 30 градусов влево, 45 вправо, восьмерка с креном 60. А потом понеслась: пикирование - горка - пикирование - горка - бочка - петля - полупетля - разворот - косая петля - полупетля - разворот. Если на виражах все понятно, то на петлях и полупетлях сначала "все смешалось в доме Облонских: люди, кони" - земля, небо, горизонт справа, горизонт слева, отрицательная перегрузка - провал, потом при выходе из петли 4,5Ж настойчиво натягивают тебе щеки на шею :))
Один из диалогов на пилотаже:
- "Как самочуствие?"
- "Все нормально"
- "Ну, свой человек! Пилотяга будешь!" .
И, не отходя от кассы, сразу же уходит в правый крен 45-60-120 с пикированием на какую-то безобидную деревушку.. Несемся на землю. Потом все встает на свои места - земля уходит вниз, самолет задирает нос .Выход из петли, 4,5ж, опять щеки на грудь сползают. Чувствуется, как ППК работает, давит на живот весьма ощутимо.
Впечатления на пилотаже необыкновенные. Но, это если сидеть балластом в задней кабине и не знать, что будет видно через фонарь над головой в следующий момент - землю или солнце. К крайним фигурам сориентировался, что к чему, но уже было пора лететь обратно. Выход в конечный пункт маршрута. Полет по "коробочке". Посадка конвейером. Коробочка и посадка.
* Коробочка - это схема полета по аэродромному кругу при взлете и посадке. Маршрут выглядит, как прямоугольник, на одной из длинных сторон которого находится ВПП. Места выполнения разворотов это определенные точки, которые имеют заданные координаты. Такая схема позволяет достаточно просто и достаточно точно выйти на посадочную глиссаду, даже при отсутствии радиосвязи.
* Посадка конвейером - это когда сразу после посадки самолет не останавливается, а на пробеге по ВПП пилот переводит РУД и механизацию из посадочного режима во взлетный, набирает скорость и взлетает.







На обратном пути рассмотрел Пушкино, Ивантеевку,Фрязино и Королев даже сфотографировал. Высота полета и скорость уменьшают расстояния: при взгляде сверху, из кабины, города находятся совсем рядом.

Скоро бразильская система доведет нас до собственноручного пилотажа.Тогда будет еще интереснее.Особенно инструкторам. Прибавим им седины, особенно лысым.

PS.Фотографии сделаны за день до полета. Как известно, перед полетами не фотографируются, а после полетов как-то не сложилось.

небо, полет, подготовка, Чкаловский

Previous post Next post
Up