Устрашающая книга!
И страшна она тем, что на каждой странице находишь себя...
Надо сказать, что книга меня потрясла. Поразила. Не оставила равнодушной. Взбудораживала. Открыла много новых тем для размышления. Озадачивала. Раздражала. Удивляла.
А главное - отняла мой покой на несколько дней.
Многие прочитанные книги осознаются достаточно быстро. Сразу становится понятно, о чем они. Не хочу рассуждать, хорошо это или плохо. Такие у меня взаимоотношения с художественной литературой.
И давно мне не попадалась книга, которая бы затрагивала СТОЛЬКО тем! Как во время прочтения, так и после - бесчисленное множество вопросов крутилось в моей голове. Сложных, неоднозначных, спорных.
Давно я так долго не размышляла над произведением, причем в разных ключах...
Отразить всё это многообразие в посте - нереальная задача. Пишу и не знаю, что в итоге получится.
Однозначно, произведение многослойное. Мне очевидны два пласта, но что-то подсказывает: есть еще нечто, до чего я пока не доросла.
Это такая книга, про которую я знаю: перечитаю в жизни еще не раз. И каждый раз будет открываться много нового. Одно только это меня интригует и восхищает!
Первый слой и первая проблема общества, которая поднимается, - это маньяк и жертва. Беспощадный маньяк и бедная жертва.
Недалекий, примитивно мыслящий молодой человек с множеством комплексов. Наверно так и можно представить себе "усредненный" образ маньяка. Никогда не задумывалась над этим, но если поразмышлять, то вероятно таким он и представляется большинству из нас.
Способный на бесчеловечные поступки, не ценящий жизнь другого, влекомый своими желаниями. Проще говоря, отрицательный герой.
И беззащитная жертва. Человек искусства, тонкая, ранимая, оказавшаяся в плену обстоятельств, ни в чем неповинная. Героиня, которой нужно сочувствовать и негодовать о её безвыходном положении.
И в итоге: о, как ужасен и несовершенен этот мир, что в нем встречаются такие уроды и губят бедных одухотворенных девушек!
Проблема? Конечно, проблема! Мир жесток и несправедлив. Он состоит не только из сказок, а еще из ужасающих, отвратительных и неприятных явлений. Мы не хотим об этом думать, но они вокруг нас, они у нас перед глазами: мы смотрим и не видим.
Что мы сделали, чтобы этого избежать? А можем ли мы что-то сделать?
Но все было бы слишком просто и примитивно, малоприметный триллер, если бы на этом Фаулз остановился. Он припрятал и другое: многогранное и неоднозначное, более глубокое и не всегда очевидное.
Следующий слой представляет нам героев сложных, противоречивых. На них уже не так просто приклеить ярлыки "плохой" и "хороший". И проблемы поднимаются более масштабные и непростые.
Фредерик, Фердинанд, Калибан
Человек, который в своем развитии остановился на уровне подростка. Во время чтения его рассуждений мне была ясна его логика. Да-да! Это страшно, но это так. Так рассуждает большинство людей в возрасте пубертата. Самообман в своих желаниях, а зачастую и неверное понимание своих желаний, отсутствие твердости и упорности в доведении поступков до конца, оправдывание своих поступков, непоследовательность, полная слепота в восприятии другого человека, идеализирование любви, боязнь людей и ощущение "что на тебя все смотрят" и, конечно, полная невозможность строить отношения. Список можно продолжать.
Но можем ли мы поставить всё это в вину самому герою?
В мире много таких людей. Очень много. Чрезвычайно много!
Сложно говорить о причинах. Но, пожалуй, устройство общества - наиболее важная из них.
Как воспитывался, рос, обучался, наконец, работал Фредерик - это результат морально-этических ценностей нашего общества. А такие фредерики - это продукт. Именно такими словами.
Ведь создается полное впечатление, что никому никогда не было дела до него: ни родителям, ни тетке, ни учителям, ни коллегам по работе. Как же в этом случае может развиться и раскрыться личность? Уникальная, интересная, сложная, эмоциональная, чувствующая и сочувствующая.
Нет, только примитивный, заурядный, злобный, ограниченный и неуверенный в себе человек может в итоге получиться. Способный на страшные и аморальные поступки.
Нет ничего удивительного в том, что для Фредерика существуют шаблоны поведения и правила, соблюдения которых, как ему кажется, от него ждут. А он сопротивляется и доказывает сам себе, что имеет на это право! И одновременно с этим старается из этих стереотипов не выпасть, быть не хуже других! Не так ли самоутверждается каждый подросток?
И что уж говорить о способности Фредерика любить? Когда чувства его не развиты, когда они находятся в зачаточном состоянии, когда он слеп к окружающей его жизни и видит только фактическую ее сторону, когда нет настоящего интереса и увлечения...
Коллекционирование бабочек? Даже это его не увлекает! Бабочки нравятся ему как прекрасные далекие создания, которых можно иметь в своей коллекции. Но когда они уже оказались там, приколотые булавкой они уже не кажутся такими привлекательными. Он даже не вспоминает про них.
Поэтому и Миранда для него такая бабочка. Прекрасная и далекая. И вот он ее поймал и посадил в морилку. И думал, что в морилке она останется для него столь же очаровательной. Она и была такой. По началу. Но как только морилка начала действовать, интерес к бабочке угас. "Как же ты мне надоела!" - в сердцах произносит он. Не успев даже приколоть ее булавкой, Фредерик уже увлекся другим экземпляром...
Как легко спутать прекрасное увлечение с любовью! И при первой же сложности отказаться от этой своей любви.
Что ждет Фредерика в будущем? На мой взгляд, прогноз достаточно печален... Мне сложно представить, какая внешняя сила способна изменить его. А внутреннего потенциала и возможности к развитию у него, к сожалению, просто нет.
Миранда
Писать о Миранде крайне не просто. Во мне, как и в ней на протяжении книги, борются противоречия по отношению к этой героине.
Я то находила точки соприкосновения с ней, то хотела быстрее перелистнуть её записи, то понимала её, то негодовала о её непоследовательности, она то располагала к себе, то раздражала своими рассуждениями. Моё отношение волнообразно менялось от крайности к крайности. И даже сейчас я не до конца знаю, как воспринимать её.
Пожалуй, в начале стоит сказать, что судить ее поступки в сложившихся условиях я считаю неправильным. Я не знаю, как бы себя повела, что делала и думала, окажись на ее месте. Никто не знает.
Многое в её поведении может не понравиться и вызывать отторжение. Но нужно заметить, что ей всего 19 лет! И вспомнить себя в этом возрасте...
В свои 19 лет она является гораздо более развитым человеком, чем 25-летний Фредерик! И что не маловажно - она уже личность!
Конечно, мир Миранды еще полон идеалов, и многие её мысли на самом деле не принадлежат ей. На это указывает набившая оскомину фраза "как говорит Ч.В." Она ставит его мнение превыше всего, считает его правым во всем, не подвергает его слова сомнению и принимает многие его суждения за свои. Но на ряду с этим, её размышления и заключения, основанные на чужих мыслях, показывают, что она способна здраво и адекватно оценивать многие события, происходящие в обществе, живо воспринимать художественные произведения и ценить искусство в самых разных его проявлениях. Миранда, безусловно, является человеком чувствующим и переживающим. Причем не поверхностно и бегло, а глубоко и тонко она способна воспринимать окружающий мир и видеть суть многих вещей. Примером может служить её предложение Фредерику выбрать лучшее изображение вазы с цветами: ей самой важно не механически перерисовать предмет, а передать его образ. Но, кажется, пока ей удается понять только неодушевленный мир...
Сложным моментом является отношение Миранды к своему похитителю. Безусловно, она его ненавидит. Но помимо этого, она и испытывает к нему массу других чувств: сочувствие, жалость, страх, вину и даже интерес. Но самое поразительное - она пытается его понять! Понять Человека, который скрыт в нем! И даже предпринимает попытки его чему-то научить и что-то объяснить. Для этого нужно большое мужество!
Но при все этом суть Фредерика остается для нее скрытой. Несмотря на то, что она более свободна и независима в своих суждениях, чем он сам, Миранда навешивает на него ярлык: Калибан, представитель низшего слоя общества, серого большинства. А себя она причисляет к немногим, к более развитой части людей. Конечно, с этим сложно спорить. Но самой Миранде эта гордыня застит глаза. Мешает разглядеть индивидуальность человека. С этим мы сталкиваемся и в ее жизни до пленения: она ошибается даже в своих друзьях... И тогда её способность разглядеть другого человека ставится под сомнение...
В ней есть еще одна черта, мешающая реально смотреть на мир вокруг: себялюбие. Даже в плену она не перестает красоваться. Да что уж говорить: в своем дневнике Миранда словно "крутится перед зеркалом". Хотя стоит сказать, что в течение нескольких недель заточения с ней происходят серьезные изменения. И это самолюбование сменяется неимоверной внутренней силой героини, когда самыми последними словами ее становятся слова прощения своего убийцы. Не каждый на это способен...
Интересно посмотреть на отношение Миранды к Ч.В. Гамма чувств, которые она к нему испытывает, также огромна. Но есть ли среди них любовь?
По большому счету, это отношение очень похоже на то, что испытывает Фредерик к ней. У нее есть некий идеал, за которым самого человека она также видит с трудом. Она видит только своё отражение в нем, а самого Ч.В. понять ей удается едва ли... Говоря ее словами: любит не человека, а свою любовь к нему. И ведь Фредерик точно также погружен в свои мысли и переживания, что до самого "объекта любви" дела-то и нет...
Как сложна сама Миранда, так непросто и мне понять её. После прочтения моё впечатление о ней было как раз, как о той бабочке, которую ловит Фредерик: внешне она очень красива и способна своей красотой слепить глаза. Но при ближайшем рассмотрении, когда она здесь, очень близко и можно её разглядеть, её тельце уже не кажется таким прекрасным и сама она выглядит совсем по-другому...
Но кто из нас может похвастаться внутренней красотой? Имеем ли мы право предъявлять требования к другим, когда сами полны противоречий и не всегда лицеприятных черт?
Несмотря на страшные пороки Миранды, её возраст позволяет дать надежду такому человеку, как она. Надежду на истинный расцвет личности и полное принятие себя, на то, чтобы быть самой собой и стать человеком отдающим.
Ч.В.
Говорить об этом герое странно, поскольку его образ передан только глазами Миранды. Но этот персонаж заслуживает отдельных слов, поскольку является не менее важным в структуре романа.
Мне он видится... так и хочется написать "идеальным". Но в этом случае это будет похоже на взгляд Фредерика или Миранды.
Мне он видится Человеком: цельным, гармоничным, но со своими страстями, развитым, но не останавливающимся в своем развитии, полноценным, но сомневающимся, независимым от мнения окружающих, но уважающим других людей. По обрывкам его описания, создается впечатление, что именно у него есть то самое чувство собственного достоинства, которое позволяет ему быть по-настоящему живым и чувствовать все оттенки окружающего его мира.
Ч.В. и Фредерик - это две крайности, два полюса, две полные противоположности.
Один - эгоцентричен и слеп к окружающей жизни, способен только потреблять созданное природой и человеком. А другой - творец, отдающий себя этому миру, а оттого и становящийся сам его частью и оттого более наполненным внутренне.
Не зря всего Фредерика мы можем увидеть в его монологе, гораздо более коротком, чем у Миранды. А Ч.В. автор даже не предоставляет слова: слишком сложная личность, чтобы можно было выразить всю её суть на страницах произведения. И возможно ли это: понять его до конца?
Иногда даже настигают сомнения: а существует ли он вообще?..
И между этими далекими друг от друга точками - Миранда. Уже чрезвычайно развитая для своего возраста, но тем не менее еще обладающая нелицеприятными чертами. Она меж двух миров: физически рядом с Фредериком, а душой и мыслями - с Ч.В.
И в ней отражается извечная борьба этих миров.
*Фотографии мои