В последнее время меня крайне интересуют детали. Бывает так, что, казалось бы, незначительная мелочь привлекает мое внимание больше, чем вся композиция в целом. И в одной такой детали кроется смысл. Или, по крайней мере, большАя его часть.
Не стала исключением и Глиптотека в Копенгагене. Пожалуй, так долго никогда я не бродила среди скульптур, никогда не разглядывала их столь тщательно.
Но написать мне хочется вот с этой композиции. Почему-то именно она произвела наибольшее впечатление!
(Все фотографии кликабельны и можно рассмотреть их в хорошем качестве)
Жан-Батист Карпо "Уголино и его сыновья", 1861
Меня привлекли руки и ноги Уголино:
Честно признаюсь, что раньше я ничего не знала об Уголино. И это помогло мне сначала рассмотреть скульптуру и понять.
Конечно, тело его всё сжато: он сидит сутуло, "скукожившись". Но как напряжены его ноги! Особенно пальцы ног! Словно что-то внутри него натянуло сухожилия - и вот-вот лопнет! А пальцы рук. Он гложет их. И сразу понимаешь, что и его самого что-то гложет.
"Гложет" - какое хорошее слово в данном случае...
Граф Уголино делла Герардеска, правитель Пизы, был свергнут с престола и заточен со своими сыновьями и внуками в башню, где, как считается, умер от голода.
Но острота сюжету была добавлена Данте в "Божественной комедии". Когда Уголино от голода начал грызть свои пальцы, сыновья предложили ему себя. Прямого указания на каннибализм в произведении нет, но на наказание в аду намекает фраза "Но злей, чем горе, голод был недугом". С тех пор историки дискутируют на эту тему.
И именно под впечатлением "Божественной комедии" Карпо и создает эту скульптурную композицию.
А нам лишь очевидно, что Уголино действительно что-то гложет изнутри.
Но что?..
*Фотографии автора