Эстетично отвратительная картина!
Моё знакомство с Питером Гринуэем началось именно с этого произведения. И это глубочайшее потрясение! Настолько оно выворачивает наизнанку всё человеческое нутро, в прямом и переносном смысле этого слова.
Я не буду вдаваться в трактовку сюжета и поиск параллелей. Для меня близко восприятие фильма, описанное в
этой статье.
В бОльшей степени потрясением для меня стали художественные средства, с помощью которых автор выражает свою мысль. Только после начала просмотра я узнала, что фильм снят в 1989 году. Невероятно! Он выглядит абсолютно современным!
Почему?
Не потому ли, что его барочная эстетика находит отклик у современного человека?..
Прежде, чем читать, советую включить
заглавную музыкальную композицию из фильма.
Первое, что бьет в глаза и выходит за рамки экрана, это цвет. Точнее игра и тонкие цветовые изменения на протяжении всего сюжета.
Кровавый, страстный, волнующий красный не дает покоя весь фильм. Он будоражит и постоянно держит в напряжении. Он - апогей этой трагедии. Благодаря ему, кровь бурлит внутри от отвращения к происходящему.
В кухонном интерьере его сменяет прохладный зеленый: контрастный к красному. Здесь, на кухне, совсем другая атмосфера: контрастная ресторанному залу. Более естетственная, "природная", безопасная. Не зря Джорджина и Майкл находят пристанище именно тут.
И белый. Белая туалетная комната. Как ни странно, стерильность и чистота. Самое воздушное пространство, не перегруженное деталями. Парадоксально, но именно здесь можно свободно вздохнуть и немного сбросить напряжение...
И, конечно же, все цвета в обрамлении черного. Как и полагается барокко, всё утопает во мраке, а отдельные элементы и персонажи будто выделены лучом света.
И этот черный погружает в бездонную глубину. В бездонную глубину пороков и беспросветной человеческой грязи.
Невозможно не заметить на заднем плане в ресторанном зале полотно Франса Халса "Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия". С одной стороны, это голландская полиция, которая смотрит на происходящее, а с другой - и сами они скоро пустятся во все тяжкие на своем банкете... Но пока они смиренно наблюдают и зретиль постоянно чувствует на себе их взгляды. Особенно тех двоих, что выделены светом в фильме. Ощущение напакостившего ребенка, строгий учитель которого ничего не говорит - пока, но так выразительно смотрит, что ты и сам всё понимаешь.
Сами персонажи, сыгранные потрясающими актерами и одетые в костюмы Жана-Поля Готье, прорисованы с особой тщательностью.
Мистер Спика (Майкл Гэмбон), безусловно, воплощает в своей внешности идею барокко: тучное тело, крупные волны волос, округлый овал лица, обрамленный бородой, плотный нос. И он непременно в черном: с различными оттенками, но преимущественно в черном.
В противоположность ему Майкл (Алан Ховард) кажется совсем непримечательным: коричневый костюм, невзрачного цвета волосы. Он будто сошел с выцветшей фотографии. Словно появился откуда-то из прошлых времен, он выглядит совсем не "модно". Такими же кажутся мистеру Спика книги, которые он читает. И действительно, книги имеют именно те же оттенки, которыми написан персонаж Ховарда.
К слову, единственным чтивом, которое признает мистер Спика, является меню. А меню, конечно же, выполнено в самых лучших традициях барочного натюрморта.
Не говоря уже и о многочисленных, даже излишних, деталях интерьера и сервировки стола.
Повар (Ришар Боренже). Всегда одет в белое, за исключением последних кадров. И он всегда невозмутим. Словно его и не касается, что происходит в его ресторане. Он не вмешиается. Но это только на первый взгляд...
А вот образ Джорджины (Хелен Миррен) меняется в течение всего фильма. Она, как истинная женщина, не может всегда оставаться одной и той же. Я не имею в виду платья, которые она меняет изо дня в день. Я имею в виду чувства внутри неё, которые меняют её образ.
В начале она показалась мне слегка агрессивной и своенравной, но покорной: на ней была шляпа из черных, колючих, но вялых перьев. И в то же время у нее был простоватый - и даже пошловатый - макияж, что совершенно было непривлекательно для меня в этом персонаже.
Но постепенно в Джорджине начинает проявляться элегантность и утонченность, её спина будто становится прямее, появляется чувство собственного достоинства.
Но в то же время образ становится более естественным, вплоть до полной природности и натуральности в сценах в книгохранилище. Здесь настоящая Джорджина: с прекрасными распущенными волосами, без краски на лице, завернутая в покрывало. Даже цвет волос её становится таким же, как у Майкла...
Но судьба ее поворачивается так, что Джорджине нужно будет снова собраться и взять свою волю в кулак. К повару она приходит еще с прекрасными локонами, но уже убранными высоко в прическу.
А в финальной сцене снова предстает в шляпе с перьями: здесь она максимально собрана и решительно настроена. Здесь уже нет места той Джорджине, которая была в книгохранилище...
Хочется упомянуть еще одного персонажа, имени которого нет в заголовке. Это мальчик-поварёнок.
Он тоже контрастирует со всем этим чревоугодием, похотью и насилием. Он воплощает в себе невинность и детскую непосредственность. Его одежда мешковатая, но в то же время она ему маловата - как нелепо он в ней выглядит. А его белые волосы и прозрачная кожа - это такая хрупкость и чистота! Он сам будто прозрачный и невесомый среди этого материального, "овеществленного" мира.
Он по-готически неземной и мистический. Он несуразен в своей одежде, она абсолютно чужда ему, такому призрачному и нематериальному.
И, конечно же, его сопрано. Оно еще больше поднимает его ввысь и словно возвышает над всем происходящим.
Его песня такая пронзительная и звонкая, что в какой-то момент ее даже становится невыносимо слушать.
Музыка в фильме - это еще один важнейший элемент художественной выразительности. Композитор Майкл Найман.
Это постоянная тревога, негодование, чувство безысходности. И в течение фильма, во многом благодаря музыкальному оформлению, эти чувства нарастают и приобретают всё большую и большую силу, вплоть до того, что закипают и начинают выплескиваться изнутри. И ты понимаешь, что ничего не в состоянии сделать с этим бурлящим потоком, который захлестывает, накрывает с головой!..
И еще долгое время после просмотра не покидает эта буря эмоций, эта волна цунами, которая захлестнула, поглотила полностью и отошла назад, оставив совершенное опустошение и разрушение после себя...
Необыкновенно сильный и эстетически бесподобный фильм!
*Фотографии из Интернета