Книжная полка: две Москвы

Nov 20, 2018 22:59

Этот пост объединяет две совершенно разные книги, действия которых происходят в Москве. Одна книга принадлежит перу москвича, покинувшего Россию навсегда в 1922-м году, а другая - уроженцу Вологодской области, поселившемуся в Москве в 1881-м году и прожившему в ней до смерти в 1935-м.

Иван Сергеевич Шмелёв, «Лето Господне»
http://az.lib.ru/s/shmelew_i_s/text_0030.shtml

У Шмелёва я читал повести и рассказы, например, «Человек из ресторана», «Богомолье» «Неупиваемая чаша», а роман в двух частях «Пути небесные» слушал как аудиокнигу. И первая часть «Путей небесных» - чистое волшебство, в котором талант исполнителя-чтеца соединился с талантом автора. Вторая часть будет слабее и в художественном, и сюжетном плане.
Учитывая большую сложность и своеобразность языка Шмелёва, решил слушать «Лето Господне» в исполнении Валерия Герасимова. В итоге оказалось, что чтец он хороший, но в начале произведений малость актёрствует, глотая окончания фраз, что некоторых людей, и меня в том числе, раздражает. Я поборол это раздражение и не заметил, как манера чтения изменилась и сделалась максимально прозрачной.

«Лето Господне» явно идеализирует эпоху «России, которую мы потеряли», «сахарит» жизнь во многих проявлениях, красит быт и прочее. Как сказали бы сейчас, перед нами виртуозный и впечатляющий пиар дореволюционной России. Но вот только повествование ведётся от лица мальчика, окружающий мир и жизнь преломляются в его невинных детских глазах. И получается, что эту слащавость и патоку мы не просто можем, а должны простить, поскольку они являются художественным приёмом. Но не только поэтому. «Лето Господне» - без всяких скидок произведение огромной силы и размаха. Каждая страница дышит подлинными чувствами, ностальгией, болью потери и радостью прошедшего.

Москва глазами героя - огромное волшебное царство. В нём кипит жизнь, и эта жизнь подчинена церковному календарю. Здесь почти все люди православные. Москва Шмелёва словно один церковный приход. Все живут от праздника к празднику, от поста к посту, от заговенья до христосования. За редким исключением мысли всех о Боге, молитве и спасении. Этот общий церковный настрой передаётся и делением книги на три части «Праздники», «Радости» и «Скорби». Разумеется, такой Москвы не было, но почему бы не помечтать!

Итак, «Лето Господне» позволяет поставить Шмелёва в один ряд с такими мастерами, как Бунин, Куприн и другие. Позволю себе заявить, что его творчество только ожидает достойной оценки.

Владимир Алексеевич Гиляровский, «Москва и москвичи»
http://az.lib.ru/g/giljarowskij_w_a/text_0020.shtml

Книга знаменитого летописца и бытописателя Москвы "Дяди Гиляя" (кстати, очевидца катастрофы на Ходынском поле!) оказалась во многих смыслах неожиданной. И Москва в ней представлена с неожиданной стороны. Причины моего удивления кроются в том, что Гиляровский обращает пристальное внимание, прежде всего, на жизнь и быт низких сословий, извлекает на свет Божий самые неприглядные и злачные места большого города. Начинает он с Хитрова рынка, где обитали сотни преступников, от карманников до убийц, бежавших каторжников, «профессиональных» попрошаек и беспризорников. Продолжает Сухарёвской и Неглинкой, шокирует одной сценой за другой. В книге нашлось место как простому люду самых разнообразных профессий, так и представителям голубых кровей. Перед нами вся Москва в своём извечном противоречии богатого и бедного, высокого и низкого, благородного и предательского.


С художественной точки зрения книгу «Москва и москвичи» нельзя назвать выдающейся. Язык повествования нельзя назвать ни сухим, ни чрезмерно эффектным. На мой взгляд, это язык талантливого журналиста, внимательного к деталям, умеющего соблюсти баланс красочности и точности. В то же время, в повествовании нет стремительности и лёгкости публицистики, поэтому книга читается довольно-таки тяжело и местами медленно из-за описательной манеры рассказа. Это именно тот случай, когда каждая строка заставляет работать мозг читателя на всю катушку, создавая бесконечную череду образов.

Рекомендовать или нет эту книгу? Если вас интересует история Москвы и то, какой она была на самом деле (пожалуй, Гиляровскому можно доверять) примерно в 1880-1910 годы, читать «Москва и москвичи» обязательно. Как художественное произведение всё-таки рекомендовать не буду.

книжное

Previous post Next post
Up