Настал момент снова повзывать к вам, уважаемые френды. Глядя на уровень профессионализма в проекте, в который меня угораздило вступить своей уверенной ногой в начале зимы, неизбежно должен назвать это de profAndis. Из глубин, то есть, вещаю к вам. Из глубин самого знаменитого, скандального и крутого проекта европейского авиастроения последних 8 лет. Уж чего-чего, а понтов за эти годы было наметано по поводу проекта больше, чем икры, которую этот самолетик сможет на себе поднять, если когда-то всежки полетит. Челленджа, аншпруха, этгара и вызова у этих ребят хватит на всех, и на вас тоже - насыпайте и смешивайте по вкусу.
Видимо, в таком же положении оказался в свое время и Иона. На тот момент кит был вполне себе так крутым проектом. Большой, быстрый, обтекаемый, и точно так же жрущий немереное количество ресурсов. Другой вопрос - каково приходилось внутри этого дерзкого и полного вызова проекта Ионе. Сейчас я знаю по себе - первым делом ему надо было очень быстро двигаться внутри кита, все равно куда, но активно, целеустремленно и исключительно по внутрикитовым каналам и коммуникациям. Иначе бы его немедленно втянуло, всосало и переварило, а мы бы с вами никогда не прочитали его репортаж из тогдашнего ЖЖ.
Самое смешное - я совсем зря считал подробности истории какими-то сильно секретными. Оказалось, она вполне подробно и доступно изложена в российской сетевой военной прессе. Только кто б ее читал раньше. Сейчас, поискав, могу пригласить вас заглянуть
сюда, а потом узнать последние новости
здесь. Вот это славное местечко - "сроки подъема A400M в воздух и поставки заказчикам несколько раз переносились по причине неготовности двигателей и цифровой системы автоматического управления FADEC для них..." - это как раз про нас, да.
Только одна маленькая пикантная деталь, которую я в русской прессе не нашел, а в немецкой -
пожалуйста. Шоб вас не утомлять сильно, суть в двух словах: когда славные манагеры с многомиллионными зарплатами начинали этот лопающийся от вызова и челленджа проект, они чутку забыли - штуку надо сертифицировать не только по военным стандартам (где у них все пути быстрого проникновения в цель уже смазаны и продезинфицированы многолетней предыдущей практикой), но и по стандартам гражданской авиации. Поскольку штука должна возить не только технику, но и людей.
Нет, вы не осознали. Они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО просто об этом ЗАБЫЛИ. Они это за своим понтометательным процессом, в жирном 2003 году, одном из лучших по финансовым результатам за последние десятилетия, совершенно УПУСТИЛИ ИЗ ВИДУ. Ну выпало у них, понимаете?
Как это ни противно, но фраза, модная среди советских чиновников - "Каждая ошибка имеет имя, отчество и место работы" - была таки верной. Эта ошибка, хотя и не имеет отчеств по сложившимся обстоятельствам, - тоже имеет имена, места работы и должности. Прекрасно оплачиваемые, как вы знаете. И я более, чем уверен - люди, которые это обронили из своей памяти 6 лет назад, сейчас не только никуда не изгнаны с позором и даже не застрелились, а продолжают себе трудиться на еще более высоких и, конечно, полных того же вызова и аншпруха постах. С размахом увеличивая миллиардные потери, с этим своим небольшим упущением связанные.
Если кто не знает, проведение сертификации по гражданским стандартам для проекта таких масштабов занимает годы и стоит сотни миллионов. Не песо, конечно. Вот, собственно, подготовкой к этой сертификации, запланированной на конец лета, мы сейчас и занимаемся.
Две эффектные "тройки" в связи с масштабами содеянного.
- Объем и сложность софта на проекте - в 3 раза больше, чем на самом большом до сих пор авиапроекте Airbus A380.
- Если сложить все бумаги, требуемые для сертификации, в одну кипу - ее высота будет в 3 раза больше, чем у Эйфелевой башни.
Но это все по-крупному, а мы ж люди маленькие и вякаем, как уже сказано, из глубин. Поэтому вот вам еще пара символичных деталей.
* * *
В мужском туалете краны - руки помыть. Ручек на кранах нет, то есть торчит только чисто "гусак". Вода включается, когда ваши руки пахнут ладаном приблизятся к датчику. Пока вы держите руки в обычной позиции под краном - не происходит ничего. Только когда вы вдвинете их, обе, поглубже, в самые гланды гусаку - лучшая в мире, полная вызова и этгара автоматика сработает, и кран радостно обблюет вас с головы до ног сильной и злорадной струей. Особенно хорошо, кто приходит к этому крану с длинными рукавами. Потом в течение минимум получаса такой счастливец производит впечатление больного энурезом и Паркинсоном пополам.
* * *
И напоследок - о радостном. На днях (а именно, в середине месяца) на проекте случилось первое радостное событие за годы - относительно недалеко от срока был официально достигнут верстовой камень проекта, ну скажем А+++ (после 60 часов рабочей недели страшно перевесть слово "milestone" на любой язык, кроме матерного). По этому поводу во внутренней сети практически одновременно появляются два сообщения:
- радостное сообщение о достижении и призыв отметить это дело завтра с утра "баварским белососисочным завтраком". Лучащееся счастьем меню предлагает для выбора разноцветные (белые или красные) сосиски, хотдоги, булки и брецели. Платит менеджмент, приглашаются все!
- протокол в Software meeting minutes: "Софтвер версии А+++ не работает по следующим причинам: .... (следует отчаянное перечисление причин на 2 страницах). Принять срочные меры! Тестеров - на 10 часов в день, включая воскресенья!!.. Немедленно сообщить сроки устранения!!!". Не знаю, правда, слышали ли призыв тестеры - красные сосиски, если хорошо сварены, громко и сочно хрумтят.
* * *
Короче, друзья мои: если вам через пару лет захочется поехать пострелять в Афганистане или продвинуть на севере дружелюбной страны вопрос начального образования девочек, мой вам совет: не пользуйтесь для передвижения этим рекордным самолетом. Есть твердый шанс увидеть, усвистывая в небеса навечно, свои внутренности намотанными на самый большой в мире турбопропеллерный винт.
Возьмите лучше верблюда, право слово. Спокойно и надежно. И, как показывают аэродинамические расчеты, на два горба внутренности точно не намотаются.
И бросьте вы этот вызов. B дальний угол куда-нибудь. А еще лучше - просто в окно.