"Поэтому он Король. А мы с вами..."

Dec 07, 2007 10:44

Лихорадочно мечусь в поисках непременно законных DVD, с которых можно будет хоть что-то изобразить в киноклубе в следующий год тотального торжества противупиратного закона (судя по многим сообществам и форумам, Россию тоже затронет не по-детски). Оказалось, что кое-что с русским звуком или субтитрами можно совершенно спокойно купить, иногда даже в Saturne. Первой ласточкой оказался знаменитый "Тouch of Evil" Орсона Уэллса. А потом совершенно неожиданно выяснилось, что вот эта "Коллекция Чарли Чаплина" - вся полностью с русскими субтитрами.

Для начала купил "Огни большого города", "Огни рампы" и "Король в Нью-Йорке" - самое мне близкое. Первым отсмотрел "Короля". Последняя роль Чаплина.

Две поздние роли старого Чаплина - клоун из "Огней рампы" и король с говорящей фамилией Shadow - абсолютные вершины актерства для меня. Если кто вознамерился считать себя актером - ему совершенно необходимо примериться к этому уровню планки. Просто чтобы хоть узнать, как еще иногда бывает.

Немедленно возникающие при слове "Чаплин" котелок, тросточка и походка не имеют ничего общего с этими вершинными ролями. В "Короле" Чаплин уже был таким:




Не виделись мы с фильмом ровно 30 лет. Впервые посмотрел и его, и "Огни рампы" при крайне странных и унылых обстоятельствах.


Сказать "спасибо" же здесь, видимо, надо незабвенному для любого заложника высшей алгебры в нашем универе Григорию Чарльзычу Куринному. В этом человеке уникально было все, начиная с приметного сочетания фамилии с отчеством. (Кстати, его папашу уж не в честь ли Чаплина назвали? Только что в голову пришло). Странный его способ изъясняться был похож на заковыристую формулу из той же вышки, написанную на доске, где позже в середине прогулялась тряпка. Недостающие обрывки мысли (если она там и была) надо было восстанавливать не без отвращения. Кроме того, Чарльзыч был крупным игроком в го (чем тогда увлекалась у них вся кафедра), а его родной братец Петр был и вообще одним из сильнейших в Союзе го-истов? го-нщиков? го-ев?.. В общем, имя "П.Ч.Куринной" часто упоминалось в журнале "Наука и жизнь" среди победителей конкурса постоянной тогдашней их рубрики "Школа го". Этим своим го Чарльзыч задалбывал на своих семинарах еще больше, чем злым волшебником Вандермондом. Видя, что очередную задачу не решит в заданное время уже никто, он запускал пухлые пальчики себе в волосы и, подражая Райкину в миниатюре о дефиците, провозглашал: "Здесь не все так просто, здесь надо у-у-у-у!..", шевеля пальчиками в волосах и окончательно повергая нас в уныние. Короче, на его семинарах я довольно скоро потерял нить и махнул на них сначала рукой, а потом и ногами. (Интересно, что лекции, читанные совсем другой дамой, воспринимались нормально).

И стал я прогуливать эти семинары, а были они вечно почему-то утром - то первой парой, то второй. Была характерная харьковская сыроватая зима, я топал задами универа, обходя справа, по узенькой тропке мимо зоопарка и мостика на спуске Пассионарии, шлепал вниз к Клочковке, а иногда шел "на Сумы" и постепенно, сами понимаете, доходил до парка. Фланировал по центральной аллее - и прямо к кинотеатру "Парк". Тогда он был деревянным, зимой, кажется, весьма слабо отапливаемым, с теми самыми коричневыми пластиковыми креслами, так вкусно хлопавшими при взлете и посадке. Вот там-то, в кино "Парк", я в один из таких прогулов (или, если угодно, в одну из таких прогулок) увидел афишку "Король в Нью-Йорке". Чаплина там нарисовали именно по вышеописанному трафарету - тросточка, усики - видимо, художнику фильм смотреть было неохота. Сел я, хлопнул креслом, последовал еще с десяток разрозненных хлопков (сеанс где-то на 10, народу мало) - и через 5 минут забыл и об окружающем холоде, и о Вандермонде, и вообще обо всем. Нет, конечно, как продвинутый вьюнош, я хорошо представлял себе, кого родители, да и я сам привыкли именовать "хороший актер". Вот Тихонов хороший актер, Бондарчук там, Доронина. Но тут было настолько другое, настолько волшебство, магия и чудо...

Вышел в полном шоке. Следы матриц вместе с кольцами и группами остались в глубоком прошлом. Через несколько дней, снова нагло прогуляв вышку, я там же посмотрел "Огни рампы". Еще одно потрясение. Да и музыка была такая, чтоб сразу и навылет.

Я, кстати, до сих пор не пойму, каким это образом зимой 76-го случилось такое безобразие в идеологически кроткой Украине, где запрещен был к показу даже вполне вегетарианский фильм Смирнова "Осень". Может, американцы после отмашки на разрядку в декабре 75-го Брежневу просто подарили за так несколько фильмов на радостях, в качестве трофеев детантного десанта в Хельсинки? Как трофеи, они, покружив под нашими серенькими зимними небесами, получив свою 4-ю категорию, может, и приземлились в нашенском деревянном загончике имени мистера Фёрста?

Вот мы и увиделись снова через 30 лет. На ДВД есть куча дополнительного материала, среди прочего - "фильм о фильме", где про Чаплина рассказывает, на минуточку, сам Джармуш. И где сын Чаплина Майкл, игравший в фильме 12-летним пацаном, тоже появляется - седой, с седыми усами, и выглядящий гораздо старше, чем 67-летний тогда Чаплин. В первый момент, когда перебивка этого пацана и сегодняшнего, старенького, уставшего, только по-французски говорящего - как-то внутри все обрывается. Как-то бесповоротно понимаешь, что от всей, наверно, большой и интересной его жизни ничего не останется, кроме этого смешного пацана, сыпящего марксистскими цитатами, пацана, который может поднять том "Капитала" только обеими руками. Один этот пацан и будет навсегда.

Субтитры русские там, конечно... без подлежащих все (израильтянин, что ли, делал?) - "Получил деньги в банке", "Иду в ресторан вечером". Я бы сделал лучше. :)
Previous post Next post
Up