Врачей обяжут сообщать о личной жизни подростков (радио "СОЛЬ" - Угол зрения)

Nov 14, 2016 16:01


Оригинал взят с официального сайта радио "Соль"

Нарушение прав несовершеннолетних или необходимая мера по предотвращению сексуального насилия над детьми? Эксперты: Екатерина Чацкая - сопредседатель Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения «Действие», врач акушер-гинеколог; Дима Зицер - директор института неформального образования INO; Татьяна Шишова - детский педагог, психолог, общественный деятель, эксперт и вице-президент «Фонда социально-психической помощи семье и ребёнку», член Союза писателей России, драматург, публицист.

Нарушение прав несовершеннолетних или необходимая мера по предотвращению сексуального насилия над детьми?

Эксперты: Екатерина Чацкая - сопредседатель Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения «Действие», врач акушер-гинеколог; Дима Зицер - директор института неформального образования INO; Татьяна Шишова - детский педагог, психолог, общественный деятель, эксперт и вице-президент «Фонда социально-психической помощи семье и ребёнку», член Союза писателей России, драматург, публицист.
Эфир радио "СОЛЬ" от 14.11.2016

Александра Хворостова: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. Это программа «Угол зрения», у микрофона Александра Хворостова. Поговорим мы сегодня вот на какую тему: «Врачей обяжут сообщать о половой жизни подростков в полицию». Об этом рассказал портал Lenta.ru. «Следственный комитет России предложил Минздраву информировать правоохранительные органы о выявленных ими признаках вступления в половую жизнь пациентов, не достигших 16 лет, в рамках взаимодействия ведомств по предотвращению преступлений сексуального характера. Об этом сообщила глава управления процессуального контроля за расследованием отдельных видов преступлений СКР Евгения Минаева. „Передача таких сведений в правоохранительные органы обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего и не может считаться разглашением врачебной тайны, так как тайна предварительного следствия в не меньшей степени охраняется законом“, - пояснила она. По ее словам, в большинстве случаев преступления, подпадающие под действие статьи 134 УК РФ („Половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста“), остаются латентными. „Не все знают о наличии такого уголовного запрета, девочки скрывают такие факты в силу природной стеснительности или по наущению родственников и знакомых, опасаясь огласки либо негативных последствий со стороны лица, совершающего такие преступления“, - отметила представитель СКР. В результате насильники остаются безнаказанными и совершают новые преступления, причиняя вред здоровью подростка. „Одновременно несовершеннолетние потерпевшие от таких преступлений приобретают виктимный характер поведения и в дальнейшем оказываются жертвами более тяжких преступлений, либо со временем сами становятся преступниками, совершая половые преступления“, - отметила Минаева».
О том, какие последствия могут быть после принятия такого решения, мы и поговорим сегодня. Напомню, что Следственный комитет России предложил Минздраву информировать правоохранительные органы о выявленных ими признаках вступления в половую жизнь пациентов. Проще говоря, врачей обяжут сообщать о половой жизни подростков в полицию.

Буквально перед самой программой мы спросили о ее мнении по данному вопросу Екатерину Александровну Чацкую, сопредседателя Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения «Действие», врача акушера-гинеколога. Предлагаю сейчас послушать это интервью.

А.Х.: Екатерина Александровна, скажите, каково выше мнение по поводу этой инициативы, что врачи должны сообщать в Следственный комитет России о половой жизни подростков? Какие могут быть последствия принятия такого решения?
[Узнать больше]

Екатерина Чацкая: Во-первых, нужно исходить из того, что на данный момент уже существует законодательная инициатива для того, чтобы сообщать об обращениях, допустим, по факту беременности или других моментов к гинекологу несовершеннолетних подростков. Я про гинеколога говорю, потому что все-таки в основном девочки с этим обращаются. И существуют уже механизмы, что, если подросток обращается, об этом сообщается обязательно руководителю отделения, в частности, заведующей женской консультацией или заведующей отделением, если это стационар. И дальше это все передается в соответствующие органы. Уже на данный момент этот механизм есть. Просто он, к сожалению, не всегда работает, и не все медучреждения передают эту информацию.

С другой стороны, если это будет как-то ужесточаться или обо всех фактах будет передаваться информация, то в этом случае подростки просто перестанут обращаться к врачу. И, возможно, они недополучат необходимую им медицинскую помощь. Это очень тонкая грань. И мне кажется, что здесь нужно очень индивидуально подходить, в зависимости от сложившейся ситуации. Я как гинеколог, работающий в женской консультации, могу сказать, что бывают случаи, когда даже мама приводит, например, 15-летнюю девочку для того, чтобы ей подобрать методы контрацепции. По закону, если она живет половой жизнью с лицом, не достигшим еще 18 лет, то это не подпадает под статью. Получается, что это в принципе все в рамках закона. И если сообщить о таких случаях, если проводить проверку соответствующую, то это уже будет вторжение в частную жизнь. Соответственно, со стороны врача это будет нарушение уже врачебной тайны. То есть здесь такого однозначного мнения, хорошо это или плохо, нет. На данный момент о каких-то случаях, которые требуют и заслуживают внимания, все равно сообщать, конечно, надо, и это делается. Поэтому я, честно говоря, не очень понимаю эту инициативу, поскольку законы-то уже есть. И создавать еще один, дублирующий закон - имеет ли это смысл.

А.Х.: По поводу вот этой информации разгорелись достаточно большие дискуссии среди экспертов, врачей и общественных деятелей. Некоторые говорят о некой гендерной дискриминации. Потому что у молодых людей, я так понимаю, нельзя определить, состоит ли он в сексуальных отношениях, занимается ли он сексом или нет. А именно вот против девочек. Мол, возможно, что девочки замкнутся, и вообще, речь идет о нарушении прав девушек.

Е.Ч.: Я, наверное, соглашусь с этим, потому что у нас вообще чаще всего именно подростки-девочки обращаются за медицинской помощью после половых контактов. Какие-то инфекции, та же беременность, допустим, просто на осмотр гинеколога. У мужчин нет, может быть, культуры такой обращения к врачу, только если возникает какая-то проблема. И плюс технически, действительно, невозможно определить, живет мальчик половой жизнью или нет. А у девочек это сразу понятно. Я тоже уже об этом говорила, что может возникнуть такая ситуация, что девочки просто перестанут обращаться к врачу. И они не получат необходимой им медицинской помощи. Потому что прием гинеколога - это все-таки достаточно интимный момент. Мне кажется, что все-таки нужно воспитывать в том числе и в подростках, что если девочка начала жить половой жизнью, ей надо показаться врачу, потому что разные бывают проблемы. Нужно подобрать контрацепцию, чтобы не было ранней беременности, соответственно, не было абортов и других моментов. Здесь очень тонкий момент.

Конечно, если приведут 8-летнюю девочку на прием к гинекологу, то, естественно, гинекологи сообщат об этом в соответствующие органы.

А.Х.: Ну да, по этому поводу есть закон.

Е.Ч.: Да. А если речь идет о 15-летнем подростке, то, мне кажется, нужно смотреть индивидуально в каждом случае. В любом случае, врач - это психолог. Он на приеме может задать какие-то наводящие вопросы, прощупать почву, что называется. И уже тогда принимать решение. А если обяжут всех в обязательном порядке про все случаи половых контактов, то это скорее минус, чем плюс.

А.Х.: Я так понимаю, вот эта идея еще направлена на то, чтобы выявлять детские сексуальные насилия, против детей. Как, по-вашему, можно защитить детей от сексуального насилия, минуя принятие вот этого решения об обязательном сообщении в полицию о половой жизни подростков?

Е.Ч.: Мне кажется, надо просто проводить ежегодные осмотры с возраста, когда начинается половое созревание. Нужно, чтоб врач общался с подростком, чтоб родители общались с подростком. Я не думаю, что вот этот закон приведет к тому, что будет больше выявляться именно насилия.

А.Х.: А есть ли у вас данные о том, какой средний возраст вступления в половую жизнь у нас в России на сегодняшний день?

Е.Ч.: По статистике я не могу сказать, по всей России. Но могу сказать по своему опыту работы в женской консультации, в районной обычной женской консультации в Москве. В среднем это 16 лет. Но бывают случаи, когда и 15, и 13 лет. Но в основном это где-то 16 лет.

А.Х.: В основном девочки приходят с мамами или все-таки одни, как бы старясь немного оградить от этой темы взрослых?

Е.Ч.: До 16 лет без мамы мы не принимаем, это не разрешено. А после, естественно, они приходят в основном без мам. Хотя некоторые и в 20 лет с мамой за ручку приходят, разные бывают ситуации. Иногда даже просят, чтобы мама посидела в кабинете, и тогда я как врач прошу выйти только на момент осмотра, потому что это все-таки интимный момент. А так, если я вижу, что и мама, и девочка хотят пообщаться вместе, то до 18 лет они имеют на это право.

А.Х.: Сегодня в наших реалиях у подростков вообще есть ли стеснение по поводу сексуальных отношений, по поводу вступления в половую жизнь? Или уже как-то отошли мы от того, чтобы стесняться говорить на эти темы, как вам кажется?

Е.Ч.: Говорить люди свободнее, конечно, стали, чем раньше. Но все зависит от воспитания, очень по-разному бывает. Здесь нельзя в общем сказать. Кто-то свободно говорит, а кто-то очень стесняется, и ему тяжело эту тему обсуждать. Все по-разному.

А.Х.: То есть не каждая девочка откроется врачу?

Е.Ч.: Не каждой девочке будет комфортно об этом говорить. Если врач опытный, если врач умеет общаться с пациентами, то можно задать правильно вопрос. Но есть люди, которые ответят сразу, охотно и дадут развернутый ответ, а есть те, который будут отвечать односложно и стесняться, и им будет сложно эту тему обсуждать.

А.Х.: Огромное спасибо, Екатерина Александровна, что смогли с нами пообщаться.

Напомню нашим радиослушателям, что мы общались с Екатериной Александровной Чацкой, сопредседателем Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения «Действие», врачом акушером-гинекологом. А мы продолжаем.

Интервью с другими экспертами читайте на официальном сайте радиостанции

Оригинал взят с официального сайта радио "Соль"

законопроект, врачебная тайна, подростки, нарушение прав пациентов

Previous post Next post
Up