Особого освещения заслуживает очередное нововведение нашего Департамента Здравоохранения. Расскажу на примере нашей женской консультации. Тоже ждет и другие амбулаторные центры.
В нашей поликлинике создан целый отдел, который занимается «обзвоном» пациентов до и после приема.
До приема звонят с целью выяснить, действительно ли пациент записался на прием, придёт ли он. После приема звонят, внимание, узнать, ЧТО ДЕЛАЛ ВРАЧ НА ПРИЕМЕ. Был ли осмотр на гинекологическом кресле, сколько мазков брали, а действительно ли пациентке провели аппликацию лекарственного средства…
Вся эта информация вносится в ЕМИАС (ЕМИАС - Единая медицинская информационно-аналитическая система). Врач обязан вносить в эту программу информацию о пациенте:
- первичный или повторный прием, диспансерный и т.д.
- выставленный диагноз
- оказанные услуги
- выданные направления на консультации или исследования
Дальше эта информация идет в единый аналитический центр, где смотрят статистику заболеваемости, обращаемости и т.д.
Главному врачу идет информация о времени ожидания, среднем времени приема на одного пациента и т.д.
Теперь же вновь созданный отдел так же получает эту информацию, в программе ЕМИАС получают личные данные пациента и осуществляют «обзвон».
А теперь предлагаю посмотреть, что про это говорит закон.
Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ, Статья 13. Соблюдение врачебной тайны:
Сведения о факте обращения гражданина за оказанием медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения, полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную тайну. (пункт 1, статья 13 ФЗ-323).
С письменного согласия гражданина или его законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований, их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных целях. (пункт 3, статья 13 ФЗ-323).
Вернемся к «новому отделу» нашей поликлиники. Третье лицо (сотрудник отдела) входит в личный кабинет пациента, знакомится с данными, составляющими врачебную тайну, после чего звонит по телефону (не видя пациента) информирует собеседника о факте обращения к врачу, о том, что делал врач на приеме и т.д. Это грубейшее нарушение закона!
Некоторые пациенты, знающие свои права, не разговаривают с сотрудниками этого «отдела». Но большинство теряются и начинают рассказывать все свои причины обращения к врачу.
После этого, на очередном приеме у врача, большинство пациентов недоумевают, на каком основании им задаются подобные вопросы и зачем ВРАЧ рассказал об этом третьим лицам.
Вопрос: насколько законна и целесообразна очередная инициатива Департамента Здравоохранения города Москвы. Особенно в свете острого дефицита врачей (а это уже даже наши руководители не отрицают), насколько целесообразно тратить бюджет на зарплаты «звонильщиков», вместо того, чтобы расширить штат медицинского персонала или, как минимум, оплатить сверхнагрузку медицинских работников.