Г.В. Плеханов, из предисловия "От издателей" к первому сборнику "Работник" N1-2 (орган "Союза русских социал-демократов за границей"), вышедшему в Женеве в марте 1896 г.:
... рабочий класс есть именно та сила, которая одна только и способна положить конец торжествующему теперь у нас застою. До тех пор, пока эта сила не придет в действие, останутся бесплодными все, иногда поистине героические, попытки нашей интеллигенции добиться свободы.
... Борьба за политическое освобождение России ведется не со вчерашнего дня. Издавна уж были в ней люди, всей душой ненавидевшие деспотизм и горячо преданные делу свободы. Но благородные усилия этих людей оставались напрасными, потому что народ не поддерживал их. Темный и невежественный, забитый и обманутый, он не только равнодушно смотрел на гибель своих защитников, но часто радовался ей, считая врагов царского деспотизма врагами народного освобождения. Дело свободы не может восторжествовать до тех пор, пока ему не сочувствует народная масса. И если бы русский народ не способен был отделаться от своего рокового заблуждения, то надо было бы признать, что России суждено остаться страною вечного рабства. Но то движение, которое теперь уже происходит в русской рабочей среде, то движение, которое, только что начавшись, так сильно пугает царских чиновников и заставляет их умножать и без того бесчисленную армию шпионов, это рабочее, это народное движение ручается нам за то, что и наш народ способен понимать свои интересы, что и мы, русские, не пасынки истории, что и у нас взойдет, наконец, солнце свободы.
... Раз начавшееся в рабочей среде революционное движение вовлечет в свое русло значительную часть беднейшего крестьянства, и тогда придет конец тем гнусным порядкам, которые составляют горе русской земли и благодаря которым все образованные народы Запада смотрят на нас, русских, с чувством сожаления и презрения [выделено курсивом автором - ch.].
Вот почему мы говорим, что рабочий класс есть именно та сила, которая одна только и может двинуть вперед Россию.
Старая царская Россия заслужила ненависть всех образованных народов, потому что она давно уже взяла на себя роль всемирного жандарма. Где бы ни начиналось освободительное движение, хотя бы это было в полном смысле слова за тридевять земель, в тридесятом царстве (напр., в 20-х годах нашего столетия в Испании), русское правительство тотчас било тревогу и приводило в движение свои дикие полчища. Старая царская Россия была вернейшим другом и прочнейшей поддержкой всех деспотов, всех сторонников застоя.
Новая революционная, рабочая Россия становится на сторону революционеров всех стран. Печатаемые в нашем сборнике адреса петербургских и московских рабочих к французским пролетариям по поводу Парижской коммуны 1871 года как нельзя более ясно показывают, что именно в лице рабочих русский народ мог впервые войти в семью образованных наций в качестве младшего брата, умеющего горячо сочувствовать всем радостям и всем горестям, всем победам и всем поражениям своих старших братьев.
К этой-то новой рабочей России, составляющей нашу радость, нашу гордость и нашу надежду, и обращаемся мы со своим скромным изданием.
... Без жертв не дается никакая победа. Но как бы велики ни были те жертвы, которые русский рабочий класс должен будет принести своему великому делу, мы ни на минуту не усомнимся в его будущем торжестве. Вопреки всем усилиям своих врагов, русский рабочий народ освободит и самого себя, и всю Россию....
Придет пора, окрепнут крылья,
Младые силы подрастут,
Вскричат орлы и цепь насилья
Железным клювом расклюют!
Присовокупите к этой интеллигентской русофобской каше ещё слабость царской власти с её "ссылками в Шушенское" и "героическими побегами" оттуда. Именно поэтому и случилась русская катастрофа 1917 года. И евреи с немецким Генштабом и англичанами ни при чем. Они лишь воспользовались ситуацией и поспособствовали распаду государства.
Для справки. Георгий Валентинович Плеханов (1856-1918) родился в селе Гудаловке (ныне Плеханово) Липецкого уезда Тамбовской губернии. Отец Валентин Петрович - мелкопоместный потомственный дворянин, отставной штабс-капитан. Семья, по сравнению с другими дворянскими семьями, была бедной. Гудаловскому помещику принадлежало всего около 100 десятин земли и старый дом, крытый соломой, в большом парке. После смерти первой жены, от которой в живых осталось семь детей, он женился на гувернантке Марии Федоровне Белынской, которая подарила мужу еще семь детей, старшим был Георгий. Несмотря на жёсткую экономию, с деньгами всегда было трудно. В общем, идеальная питательная среда для русского революционера - "из мелкопоместных дворян" без средств и проданный вишневый сад.
Плеханов был первым русским марксистом, одним из создателей РСДРП, сначала учителем, сначала примкнувший к большевизму, а потом ставший политическим оппонентом В. Ульянова (Ленина), да было поздно.
Согласно апокрифам, перед кончиной смертельно больной Плеханов оставил своё завещание, впервые
напечатанное в НГ в 1999 г.. Подлинность его, впрочем, не доказана, равно как и не доказано обратное. Тем не менее, даже если это позднейшая компиляция, сам факт появления подобного документа-раскаивания в поздне-большевистских кругах, мучитальный поиск выхода из тупика фанатичного ленинизма, примечательны.
Избранные
выдержки:
В своей жизни я, как и каждый человек, совершил немало ошибок. Но моя главная, непрстительная ошибка - это Ленин. Я недооценил его способностей, не рассмотрел его истинных целей и фанатичной целеустремлённости, снисходительно и иронично относился к его максимализму. Я ввёл Ленина в круг известных и влиятельных европейских социал-демократов, опекал его, оказывал всестороннюю помощь и тем самым позволил твёрдо встать на ноги. Больше того, в 1903 году на съезде РСДРП в споре Ленина с Мартовым я поддержал Ленина, что в итоге привело к рождению большевизма.
Однажды появившись, большевизм стал быстро набирать силу, отчасти по причине привлекательности его тактики и лозунгов для малоразвитого российского пролетариата, а отчасти по причине необычайной настойчивости и титанической работоспособности Ленина. Исправить мою ошибку было уже, к сожалению, невозможно. Моя ошибка уже обошлась и обойдётся России очень дорого.
Ленин - цельный тип, который видит свою цель и стремится к ней с фанатичной настойчивостью, не останавливаясь ни перед какими препятствиями. Он весьма умён, энергичен, чрезвычайно трудоспособен, не тщеславен, но болезненно самолюбив и абсолютно нетерпим к критике. Для Ленина, каждый, кто в чём-то с ним не согласен - потенциальный враг, не заслуживающий элементарной культуры общения. Для достижения поставленной цели он пойдёт на всё, что угодно, даже на союз с чёртом, если это будет необходимым.
Ленин - теоретик, но для образованного социалиста труды его не интересны: они не отмечены ни изяществом слога, ни отточенной логикой, ни глубокими мыслями, но на малограмотного человека они неизменно производят сильное впечатление простотой изложения, смелостью суждений, уверенностью в правоте и привлекательностью лозунгов.
Ленин - это Робеспьер 20 века. Но если последний отсёк головы нескольким сотням невинных людей, Ленин отсечёт миллионам. В этой связи мне вспоминается одна из первых встреч с Лениным, которая, по-моему, состоялась летом 1895 года в кафе Landolt. Зашёл разговор о причинах падения якобинской революции. Я в шутку сказал, что она рухнула, потому что гильотина слишком часто секла головы. Ленин вскинул брови и совершенно серьёзно возразил: "Якобинская республика пала потому что гильотина слишком редко секла головы".
Судьба Робеспьера известна. Не лучшей будет судьба Ленина. Но я не желаю ему судьбы Робеспьера. Пусть Ленин доживёт до того времени, когда со всей очевидностью поймёт ошибочность своей тактики и содрогнётся содеянному.
Путь большевиков, каким бы он ни был, коротким или длинным, неизбежно будет ярко раскрашен фальсификацией истории, преступленями, ложью, демагогией и бесчестными поступками.
Всё сказанное о большевиках - их тактика, их идеология, их подход к экспроприации, их неограниченный террор - позволяет с уверенностью утверждать: крах большевиков неминуем. Террор, на который уповают большевики - это сила штыка. Я допускаю мысль, что Ленин, опираясь на тотальный террор, выйдет победителем из Гражданской войны, к которой так упорно стремится. В этом случае большевисткая Россия окажется в политико-экономической изоляции и неизбежно превратится в военный лагерь, где граждан будут пугать империализмом и кормить обещаниями.
Но рано или поздно придёт время, когда ошибочность ленинских идей станет для всех очевидной, - и тогда большевистский социализм рухнет, как карточный домик...
Будущее России во многом определится сроком пребывания большевиков у власти. Рано или поздно она вернётся к естественному пути развития, но чем дольше просуществует большевистская диктатура, тем болезненней будет этот возврат...
Страна не может быть великой, пока бедны её граждане. В богатстве граждан - богатство государства. Истинное величие страны определяется не её территорией и даже не её историей, а демократическими традициями, уровнем жизни граждан. Пока граждане бедны, пока нет демократии, страна не гарантирована от социальных потрясений и даже от распада.