Продолжение
темы. Диакон А. Кураев
поделился интересными воспоминаниями о церковных делах в период развала СССР и первых лет незалежности. Их стоит привести полностью, как хорошую иллюстрацию к борьбе Малороссии с Украиной и даже... с русским Патриархом. Алексий II тогда был готов сдать щирым русское Православие, то ли по малодушию, то ли в соответствии с установкой ЕБН "берите суверенитета столько, сколько хотите", но к счастью, Малороссия победила. Благодаря самоотверженности малороссийских епископов тех безумных лет, мы до сих пор еще имеем единую Русскую Православную Церковь.
Итак, 1992-й год. Казалось, что исторический прогресс безнадежно нас тогда переехал. Процессам развала ничего, похоже, нельзя было противопоставить.
«Я тогда работал пресс-секретарем патриарха Алексия, - вспоминает Андрей Кураев . - Помню его настроения в эти годы. Патриарх полагал, что сохранить единство церкви невозможно. Во всяком случае, у него не было личных настроений, амбиций что ли, во что бы то ни стало сохранить украинскую церковь под своей державой».
Здесь же на Украине, рассказал Андрей Кураев , новая власть
вполне единодушно с тогдашним главой украинской церкви организовывала создание
«незалежной» церкви под известным лозунгом: «Независимому государству - независимую церковь».
Митрополит Филарет - человек, безусловно, талантливый,
яркий, интересный, отметил Кураев . Кроме того, здесь в Киеве
он управлял религиозной жизнью Украины уже в течение 20 лет. У него были все
необходимые связи в светских кругах. Да и все епископы на Украине были его ставленниками.
Когда в 1990 году скончался патриарх Пимен , то
Филарет как старейший из епископов-членов Синода в течение
месяца был местоблюстителем патриаршего престола. И рассчитывал стать патриархом.
Но Собор решил иначе. И вот тогда Филарет решил стать
патриархом хотя бы здесь, на Украине. В Киеве состоялся «свой» собор, на котором
епископы послушно проголосовали так, как велел Филарет , и
приняли соборное послание к патриарху Алексию с просьбой
предоставить украинской церкви каноническую самостоятельность.
А вот затем, когда в 1992 году в Москве собрался Собор Русской Православной
Церкви, произошло неожиданное. Когда патриарх Алексий поставил
перед собравшимися владыками вопрос о самостоятельности украинской церкви (что,
мол, надо пойти навстречу пожеланиям светской власти, да и украинским
избирателям), тут вот эта неожиданность и случилась. Встали епископы из Западной
Украины и сказали: нам не нужна автокефалия. Потому что те люди, для которых
слово «Москва» - ненавистное, уже давно покинули наши приходы. А те, кто у нас
остались, буквально кровью своей заплатили за свой выбор. И если мы вернемся к
ним и скажем, что все-таки порвали с Москвой, они нас попросту не поймут.
Как вспоминает Андрей Кураев , епископы с Донбасса и
Восточной Украины выступали тогда против автокефальности украинской церкви с
других позиций. Они напомнили, что большинство населения больно переживает
распад Советского Союза. И осталась лишь одна, хотя бы символическая, вещь,
подтверждающая наше единство - это единство нашей Церкви. Если мы и эту ниточку перережем, то люди нас не поймут.
Так оно, кстати, и получилось, вспоминает Андрей Кураев . По
возвращению в Киев один из присутствовавших на Соборе епископов - Одесский архиепископ Лазарь - поддержал Филарета . И вот когда сам Лазарь вернулся из Киева в Одессу, монахи просто
закрыли перед ним монастырские ворота. Вынесли из дома на улицу его чемоданы и
сказали: езжай в Киев к своему Филарету .
Впоследствии, впрочем, Лазарь покаялся и был назначен
митрополитом в Крым. Но как бы то ни было, на Соборе в Москве тогда
действительно произошло неожиданное. Ведь именно украинские епископы - и не
вследствие интриг Москвы, а просто потому, что хорошо знали Филарета
- осознали весь ужас перспективы его патриаршества в автокефальной
украинской церкви. И, оказавшись вдали от Филарета ,
проголосовали согласно своим собственным убеждениям. Т.е. против украинской
автокефалии.
... Вопреки тому, что в течение всего времени правления и Кравчука
, и Кучмы , а уж тем более «оранжевых», давление
светских властей Украины в пользу автокефалии было несомненным, тем не менее,
сами украинцы проголосовали, что называется, ногами. На сегодняшний день у
Русской Православной Церкви на Украине свыше 12 тысяч приходов. А у
Филарета - менее 3 тысяч, из которых к тому же значительная
часть - на бумаге. Но самое главное, что у Филарета нет
монашества. Все исторически значимые монастыри сохранили единство с Московским
Патриархатом. А это означает, что та версия православия, которую предлагает
Филарет , оказалась не в состоянии настолько глубоко проникнуть
в молодых людей, чтобы зажечь в них желание монашеского, жертвенного служения.
Оказалось, что Филарет подбирает вокруг себя людей, которые
готовы пользоваться идеей православия для реализации их личных целей, но не
жертвенно служить. И потому в этой церкви нет монашества. А это значит, что по
большому счету это духовно мертвая церковь.