Русофобия полу-интеллигенции

Dec 29, 2023 16:35


Из воспоминаний уроженца Черниговской губернии И.И. Петрункевича - мировой судья, известный земский деятель, член I Государственной Думы, один из учредителей кадетской партии и председатель её ЦК.


Из записок общественного деятеля

Итак, я, уроженец Украйны, переселился в Великороссию. Как ни близко то время к настоящему времени, но тогда Россия была еще едина, не состояла из 27-ми автономных республик и не выделила из своей территории восемь самостоятельных государств: Польшу, Литву, Латвию, Эстонию, Финляндию, Грузию, Армению и Азербейджан [потом стало ещё хуже - благодаря ленину, из «РСФСР» появился ещё более лоскутный СССР - ch.]. То было время, когда между Черниговской и Тверской губерниями существовало не более различия, чем между французскими департаментами, Нормандией и Провансом; когда профессор Грушевский не был конкурентом кукольного гетмана Павла Скоропадского и не мечтал о «самостийной» Украйне, словом, когда Черниговская и Тверская губернии считались одинаково губерниями русскими, не подозревавшими, что они населены иноплеменными народами, счастье и интересы которых требуют якобы независимости одного от другого.
Я признаю, что крайняя централизация России составила одну из причин её бедствий и тягости условий её местной жизни, и с давнего времени мечтал о федерации России, но по областям, объединенным по экономическим признакам, а не по признаку национальностей, чтобы предотвратить давление крупных национальностей на мелкие и ослабить национальную нетерпимость, доходящую до отрицания братской связи между Велико- и Мало-русскими ветвями одного славяно-русского ствола, занимающего великую Восточную равнину Европы от Северного Океана до Черного моря. Конечно, между этими ветвями имеются некоторые оттенки, есть различия в языке, особенно в простонародных местных говорах, но язык Пушкина, Гоголя и Тургенева, русский язык, одинаково понятен крестьянину Архангельской, Московской, Екатеринославской и Херсонской губерний. Есть различия в темпераменте, в складе ума, в характере народа, но различия эти не только не достигают пределов различий народов западно-европейских, но и славянских, - Поляков, Сербов и Болгар. Живя в Борзенском уезде Черниговской губернии, я видел различия говоров в пределах одного уезда, а также различия в характерах южных и северных волостей, различия в одежде и в преобладании цветов её, - белого на севере и синего на юге. В образованных классах все эти различия сглаживаются, в крестьянстве они выступают яснее и ярче, но я чувствую в Черниговском крестьянине и в Тверском одинаково родных мне братьев по крови и по духу. Поэтому наше поселение в Новоторжском уезде Тверской губернии ни на минуту не вызвало во мне чувство чужестранца в инородной среде. И любопытно, что крайне интенсивное и резкое проявление ненависти в украинцах относительно всего великорусского наблюдается не в крестьянстве, а в среде полу-интеллигенции и политических авантюристов: оно является продуктом измышлений, утративших в настоящее время всякий смысл, так как все бывшие формальные национальные ограничения более не существуют.

цитатник, украинский вопрос, 20-е, українознавство

Previous post Next post
Up