Это коррупция, у кого надо коррупция

Dec 28, 2023 03:36

image Click to view



Американская Lockheed Martin Corp. получает 96% доходов от военных заказов и на протяжении длительного времени является крупнейшим в мире разработчиком и производителем оружия и занимает первое место по объёму заключённых контрактов с правительством США. На 2015 год - $22 млрд, ближайший преследователь Boeing Company - $15 млрд. Нынешние объемы сейчас, в условиях третьей мировой, и представить сложно.

Но так было не всегда. Дело в том, что до объединения с компанией Martin Marietta, тогда ещё называвшаяся просто Lockheed Corp. с 1960-х годов испытывала большие финансовые трудности, усугубившиеся провальными продажами авиалайнера Lockheed L-1011 TriStar, проигравшего машинам от Boeing и Douglas, и вызванные этим крупные убытки. Возможно, поэтому, а, может, это просто был такой стиль бизнеса с «индейцами», но должностные лица компании с конца 1950-х по 1970-е годы не стеснялись давать огромные взятки японским, арабским и европейским чиновникам, генералам и даже одному принцу-консорту, для заключения контрактов - химически чистая коррупция невидимая рука рынка.
К слову, все интернациональные фигуранты взятки охотно брали, включая принца. Лафа продолжалась более 10 лет и продолжалась бы далее, пока, из-за личной ссоры двух бывших немецких корешей, один из них не слил ОБХСС американским органам всю блестящую схему бизнеса, она стала публичной (до этого власти о ней знали и закрывали глаза, о чём ниже). В итоге, началось публичное расследование, к 1976 году было установлено, что компания Lockheed заплатила $22 млн иностранным чиновникам, в том числе по т.н. «Сделке века» по продаже истребителей F-104 Starfighter Германии.


Западная Германия

Слил всё бывший лоббист Lockheed в Германии Эрнест Хаузер [Ernest Hauser]. Именно он сообщил следователям Сената, что министр обороны Западной Германии Франц Штраус [Franz Strauss] и его партия ХСС получили не менее $10 млн на закупку 916 истребителей F-104 Starfighter для Бундесвера в 1961 году. Кроме того, член немецкого Бундестага и совета обороны Манфред Вернер [Manfred Wörner] принял приглашение компании Lockheed посетить авиационные заводы в США, причем в заокеанской поездке Вернера сопровождала его секретарша, и часть ее расходов оплатила компания Lockheed. А ещё Вернер «потерял» оплаченный правительством билет обратно в Германию, так что компания купила ему еще один.

Здесь я сделаю лирическое отступление по надёжности американской техники. В печати ФРГ F-104 прозвали «witwenmacher» [делатель вдов] и «fliegende sarg» [летающий гроб], после первых катастроф и коррупционного скандала, получившего в 1966 году название «Афера Starfighter». Из 916 самолетов для немецких ВВС, закупленных в США, в лётных происшествиях за три десятилетия было потеряно 292 (около трети), погибло 116 лётчиков. Вскоре после закупки, ещё до принятия на вооружение, во время показательных выступлений 19 июня 1962 года четыре F-104 столкнулись. Все лётчики, американец и три немца, погибли.
Показатель аварийности F-104 первых лет составил 139 лётных происшествий на 100 тысяч лётных часов до конца 1960-х годов, но и в 1970-е, после кратного снижения аварийности, ежегодно разбивалось около десятка самолётов.
Истребители ВВС США дважды направлялись в Южный Вьетнам. Боёв с северовьетнамскими ВВС не было, но один самолёт F-104, непреднамеренно оказавшийся в воздушном пространстве Китая, был сбит в воздушном поединке с китайским МиГ-19, летчик погиб. Поиски обломков также закончились катастрофой: вылетевшая пара Starfighter столкнулась в воздухе между собой и разбилась. Слабый боевой потенциал этих истребителей во Вьетнаме сказался очень быстро, оставшиеся самолёты отозвали обратно на авиабазу Джордж в США. По выражению американских летчиков, «этой машине недоставало всего, за исключением скорости».

Италия

В Италии Lockheed подкупила христианских демократов и социалистов, чтобы итальянские ВВС купили транспортные самолеты C-130 Hercules. Обвинения во взяточничестве были выдвинуты против министров и сенаторов Луиджи Ги [Luigi Gui] и Марио Танасси [Mario Tanassi], премьер-министра Мариано Румора [Mariano Rumor] и самого президента республики Джованни Леоне [Giovanni Leone], что вынудило его уйти в отставку в 1978 году.

Саудовская Аравия

Когда саудовский король Фейсал занял в 1964 году трон и поставил страну на курс тесного сотрудничества с США, местный торговец оружием Аднан Хашогги [Adnan Khashoggi] позиционировал себя как посредник между американскими производителями оружия и МО Саудовской Аравии и науськал короля поручить именно США выяснить потребности королевства в оружии (процесс подстегнулся после войны Судного дня в 1973 году). Хашогги получил эксклюзивные комиссионные на 80% всех военных продаж США Саудовской Аравии и права торгового агента корпораций Lockheed, Raytheon и Northrop.

В период с 1970 по 1975 год компания Lockheed выплатила торговцу комиссионные в размере $106 млн. Сначала они начинались с 2,5%+, затем выросли до 15%. Вице-президент по международному маркетингу Lockheed Макс Хельзель [Max Helzel] заявлял, что Хашогги «стал во всех практических целях маркетинговым подразделением Lockheed [и] будет обеспечивать не только вход [на рынок], но и стратегию, непрерывные советы и анализ».

К слову, расследование 1975 года показало, что Northrop выплатил $450000 на взятки саудовским генералам.

Япония

В этой стране в скандале были замешаны корпорация Marubeni и несколько высокопоставленных представителей японских политических, деловых и преступных кругов, в том числе министр финансов Эйсаку Сато и начштаба Воздушных сил самообороны Японии [Japan Air Self-Defense Force - JASDF] Минору Генда. В 1957 году JASDF хотели купить Grumman F11F-1F Super Tiger для замены F-86 Sabre, но активное, скажем так, «лоббирование» со стороны Lockheed ключевых фигур Либерально-демократической партии привело к принятию на вооружение истребителей Lockheed F-104 Starfighter.

Позже Lockheed наняла японского мафиози Ёсио Кодаму в качестве консультанта, чтобы повлиять на японские полугосударственные авиакомпании, включая All Nippon Airways (ANA), вторую по размеру японскую авиакомпанию - продавить покупку авиалайнеров Lockheed L-1011 TriStar вместо уже выбранных компанией McDonnell Douglas DC-10. За гарантию покупки авиалайнеров Lockheed для ANA взятки получил премьер-министр Танака Какуэй (~$3 млн, современные $15,4 млн) и ещё семь японских политиков.
В общей сложности Lockheed заплатила ¥2,4 млрд (современные $53,3 млн) для получения контракта с ANA. Из них ¥500 млн (современные $11,1 млн) получил премьер-министр, ¥160 млн (современные $3,56 млн) досталось чиновникам ANA. ¥1,7 млрд (современные $37,8 млн) получила компания Kodama. Так что 30 октября 1972 года ANA "внезапно" объявила о своем решении закупить 21 самолет Lockheed L-1011 Tristar стоимостью примерно $5 млн каждый на общую сумму $105 млн (современные $735 млн), хотя ранее объявляла о закупках DC-10. В 1986 году было выявлено, что с 1969 по 1975 год компания Lockheed, через крупного валютного оператора Deak & Company, перевела для подкупа японских чиновников $8,3 млн (современные $58,1 млн).

Кстати, тогда в Японии ещё существовало понятие самурайской чести. В марте 1976 года актер Мицуясу Маэно, националист и самурай, совершил теракт - на легком самолёте, в форме пилота-камикадзе, с криком «да здравствует Император!» [天皇陛下万歳 Тэнно хейка банзай!], он врезался в дом Кодамы в Токио. Маэно погиб, двое слуг премьера были ранены, однако сам Кодама не пострадал. Маэно был крайне разочарован в человеке, которого раньше очень уважал и перед терактом сказал друзьям, что Кодама предал правых и самурайский кодекс, которого придерживался, назвал его «позорным человеком», а принятие денег от Lockheed объявил национальным позором. Искупить позор могла только смерть.

Оппозиционные партии, добиваясь расследования «Дела Локхид», более чем на три месяца блокировали работу парламента. Профсоюзы и другие общественные организации провели ряд выступлений с требованием сурового наказания коррупционеров.

Танака был арестован 27 июля 1976 года и освобожден в августе под залог в ¥200 млн ($690000), вместе с ним ряд значительных политиков, бизнесменов и руководство авиакомпании. После долгого судебного процесса, 12 октября 1983 года Токийский суд признал Танаку виновным в нарушении законов о валютном контроле, но не во взяточничестве. Он был приговорен к четырем годам тюремного заключения и штрафу в размере ¥500 млн, однако сразу же подал апелляцию и оставался на свободе, пока не умер в 1993 году. Его дело, в итоге, было прекращено «в связи со смертью обвиняемого».
Сам судебный процесс тянулся почти два десятилетия, и лишь в феврале 1995 года Верховный суд окончательно признал всех подозреваемых виновными.

Нидерланды

В этой стране был один из самых громких сканадалов, поскольку в нем оказалась замешана сама королевская семья, куда уж падать ниже. В декабре 1975 года выяснилось, что в начале 1960-х годов принц-консорт Нидерландов Бернхард [Prince Bernhard of Lippe-Biesterfeld, of the Netherlands] получил взятку в размере $1,1 млн от Lockheed, чтобы гарантировать, что самолет Lockheed F-104 победит французского конкурента Dassault Mirage 5 в контракте на закупку. Принц работал в советах директоров и комитетах более чем 300 корпораций по всему миру. Премьер-министр Йооп ден Уйл [Joop den Uyl] приказал провести расследование этого дела, однако принц-консорт отказался отвечать на вопросы, заявив: «я выше таких вещей».
Результаты расследования привели к конституционному кризису, в ходе которого уже сама королева страны Юлиана [Juliana] пригрозила отречься от престола, если муж будет привлечен к ответственности. Бернхарда пощадили, с запретом носить военную форму. Ему пришлось уйти с нескольких государственных должностей. Принц Нидерландский всегда отрицал обвинения, но после его смерти 1 декабря 2004 года были опубликованы интервью, из которых следует, что он признался в получении денег: «Я согласен, что слово Lockheed будет высечено на моем надгробии».

К слову, Бернхард был членом НСДАП (NSDAP) и был офицером Schutzstaffel (СС) до 1939 года, когда стал поддерживать противников Германии. Кроме того, он был бессменным председателем того самого Бильдербергского клуба, с момента его основания в нидерландском отеле «Бильдерберг» в Остербеке в 1954 году. Клуб был основан Юзефом Ретингером [Józef Hieronim Retinger], польским политиком в изгнании, чтобы противостоять растущему антиамериканизму в Западной Европе и продвигать в пику идеи атлантизма. С тех пор закрытые конференции клуба проводилась каждый год, кроме 1976 - единственный раз, когда заседание не состоялось, а годом ранее принц потерял должность председателя - всё из-за Локхидского скандала.

Можно представить, какой удар был нанесён по США и идеям послевоенного закабаления Европы. Из рассекреченного обмена телеграммами в 1975 году между послом США в Нидерландах Кингдоном Гулдом-младшим [Kingdon Gould Jr.] и госсекретарем Генри Киссинджером [Henry Kissinger] вытекает, что госсекретарь был проинформирован о взятках, более того, представители Локхид участвовали в брифингах с ЦРУ в различных посольствах. Вашингтон был крайне встревожен, что выплывший наружу грандиозный скандал настолько потрясёт королевство, что может даже способствовать его выходу из НАТО. Так что посол был готов сделать всё, чтобы история не стала достоянием общественности [this information not fall into the public domain].

Вместо заключения

Именно так работает невидимая рука рынка, как нас, «индейцев», учил дядя Сэм через говорящие головы прикормленных гайдарочубайсов.

70-е, неизвестные факты, америка, европа, восточный вопрос, страноведение, информационная война, 60-е, польский вопрос, германия

Previous post Next post
Up