Город-музей, замороженный в своем состояниии в начале 60-х.
Впрочем, в те 60-е почти не отличавшийся по своему виду от 60-х какого-нибудь XXVII?
Ну, разве что железные крыши, электростолбы, фонари...
Собственно, таких городков было полно - их даже не нужно было специально замораживать.
Урал, Волга, многие старые города Сибири еще в 80-х годах оставляли впечатление, что были построены в начале ХХв и с тех пор не только ничего не добавлено, но даже порой и ни разу не покрашено.
Суздаль замечателен, однако.
В нем и в Ростове, можно сказать, зародилась русская нация.
После смерти, распада, разложения славянской цивилизации Киева тут, в глубоких лесах появились совершенно другие люди.
Они вроде и называли себя наследниками, но у них уже все было по-другому, по-новому.
Они много ездили на Запад, торговали (видите эту цепочку факторий - Тотьма, Устюг, Архангельск?) с могущественной тогда Венецией.
Заразились модой на готику - отсюда наповторимый стиль суздальских церквей, как и тотьминских и устюжских - ничего общего с остальной Россией.
Начали строить маленькие пограничные крепости - сначала Владимир, потом Москву.
Навезли мастеров-итальянцев.
Кстати, об итальянцах... Где-то я это уже видел?
или здесь?
Отсюда и пошла русская земля, молодая, агрессивная, торговая.
Жадная до знаний.
Моментально сбросившая иго.
Потом в Москве она ожирела, обленилась.
Заметили, как растолстели церковные главки?
Сегодняшний Суздаль, естественно - турбизнес.
Старые избы выскабливают изнутри, стараясь, не попортив архаичную шкурку, наполнить комфортом.
Цены вполне европейские - 40 евро в сутки за номер, где нет даже стула, а шкаф рассыпается при легком прикосновении.
На каждом шагу - сувениры. Интересно, что тут своеобразие. Сувениры чисто российские.
Впервые в своих странствиях я не увидел китайской ювелирки, музыкальных шкатулочек и т.п.
Цены, впрочем, примерно втрое против московских. Втрое больше.
В самом центре города-музея, где ко всякому новому строительству относятся с особой щепетильностью, увидел дом весьма характерной архитектуры.
Эти железные короны, стальные двери, решетки на окнах всякому прохожему говорят: тут живет цыганский барон, который торгует наркотиками.
Это справедливо от Бухареста до Урала. Все, кто живет в Орехово-Зуево, Серпухове, Кимрах, Железнодорожном и многих других российских городках отлично знает эту архитектуру.
Вы будете смеяться, на двери была другая вывеска.