В 2012 году были приняты три ключевых документа, определяющие дальнейшее развитие общего образования в России. Это президентский указ № 597, устанавливающий обязательства государства в части обеспечения зарплат работников образования, стандарт старшей школы и государственная про-грамма «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Четвертый, не менее важный документ - интег-рированный закон «Об образовании в Российской Федерации» - с известной долей условности тоже можно датировать 2012 годом: в декабре он должен пройти второе (основное) чтение в Госдуме.
Образовательный стандарт старшей школы
Подписание министерского приказа о стандарте среднего (полного) общего образования случилось 17 мая -
в последний рабочий день перед отставкой Андрея Фурсенко и назначением министром образования и науки РФ Дмитрия Ливанова. Дис-куссии о стандарте, пик которых пришелся на начало 2011 года, по своему накалу не имели аналога в истории российской школы. Возра-жения общественности против стандарта были во многом неожиданными, абсолютно искренними и спонтанными.
На фоне потока оголтелой критики, сравнимой разве что с призывами отправить министра образования в отставку в публичное про-странство, все чаще и настойчивее пробивались отзывы экспертов, оценивающих стандарт через призму интересов ребенка и видящих в нем залог успешного развития российской школы. Даже многие из тех, кого в профессиональном сообществе с полным на то основанием считали идейными противниками и непримиримыми оппонентами разработчиков стандарта, поддержали документ в его окончательной редакции, став едва ли не самыми убежденными его сторонниками, отстаивающими многие его положения в медийном пространстве. Многолетнее обсуждение проблем содержания образования в нашей стране показало, что общественность не способна поставить в нем точку, для этого нужна политическая воля. И Андрей Фурсенко с удивительной точностью повторил алгоритм действий своего предшест-венника - Владимира Филиппова, восемь лет назад также подписавшего стандарты первого поколения буквально накануне ожидаемой отставки.
Наличие стандартов второго поколения для всех трех ступеней школьного образования отнюдь не означает, что дискуссия о содержании образования прекратилась. Скорее наоборот: вопрос о том, чему учить в школе, остается открытым, поскольку в новых стандартах заданы лишь рамочные требования к образованию, а собственно содержание из них исключено.
Указ № 597
7 мая, за десять дней до подписания приказа о стандарте, сразу после инаугурации, Владимир Путин подписал указ № 597. В соот-ветствии с этим документом в 2012 году средняя зарплата педагогических работников общеобразовательных учреждений должна быть доведена до средней зарплаты по экономике в соответствующих регионах, а зарплата педагогических работников дошкольного образова-ния - до среднего уровня в общем образовании (то есть
примерно 80% от средней по экономике). Казалось бы, эти формулировки хорошо известны - в рамках проекта модернизации регио-нальных систем образования, который стартовал осенью 2011 года, говорилось об этом. Но есть некоторые тонкости. Во-первых, повсе-местно довести зарплату до средней по экономике обещали лишь на заключительном этапе проекта - в 2013 году. Во-вторых, учи-тельская зарплата должна была постоянно «догонять» среднюю по экономике - в четвертом квартале каждого года достигать ее показа-телей, зафиксированных в первом квартале. Президентский указ меняет ситуацию: теперь декабрьская зарплата учителей должна соответ-ствовать средней зарплате по экономике тоже за декабрь.
Стоит отметить, что для региональных финансистов это большая проблема: ориентиром при повышении учительских зарплат теперь становится прогнозный показатель - ожидаемая средняя зарплата по экономике, которую с точностью до копейки может рассчитать разве что Господь Бог. На тот случай, если по факту она превысит прогнозируемую, регионам придется платить учителям «с запасом», дополнительно напрягая свои бюджеты. Так или иначе благодаря президентскому указу работники образования теперь получат, как ми-нимум, тысячу-другую в дополнение к ожидаемой зарплате.
Государственная программа «Развитие образования»
11 октября на заседании правительства была принята государственная программа «Развитие образования» на 2013-2020 годы. Это новый инструмент управления отраслью - документ, где увязаны стратегические цели и финансы всех уровней на ближайшую пер-спективу. В программе на нужды образования в обозримый период заложены многие триллионы рублей, но достижение всех поставленных целей пока под вопросом, ведь по утверждению и независимых от министерства экспертов, и самого министра денег все же не хватает. Оставив за скобками несколько частных моментов, на которые не удалось выделить необходимые ресурсы (финансирование проекта по включению лучших российских вузов в мировые рейтинги, работа с одаренными детьми и пр.), отметим, что в программе так и не удалось заложить достаточно средств на выполнение президентского указа о размере зарплат работников образования. Дмитрий Ливанов на заседании правительства прямо сказал, что в перспективе «существуют риски недостижения целевых ориентиров в части повышения заработной платы педагогических работников дошкольного, общего и дополнительного образования детей, а также мастеров производст-венного обучения начального и среднего профессионального образования».
И хотя разработчики госпрограммы ориентировались на так называемые «потолки Минфина» (максимум, который возможен при нынешних макроэкономических прогнозах), программа, как заявил на брифинге новый директор Департамента стратегии, анализа и прогноза Минобрнауки Григорий Андрущак, может корректироваться в процессе ее выполнения. Федеральная власть вряд ли выделит деньги на продолжение в 2013-2014 годах проекта модернизации региональных систем образования (за 2011-12 и 2012-13 учебные годы на него должно быть израсходовано 120 млрд. рублей), но наверняка найдет способы залатать бюджетные дыры во избежание социальных потрясений.
Закон «Об образовании в Российской Федерации»
Этот закон, пожалуй, самый долгоиграющий, вневременной проект, не имеющий сиюминутного значения для системы образования, но рассчитанный на длительную перспективу. Основные рамки и принципы регулирования в нем задавались сверху, но в рамках масштабного общественного обсуждения можно было слышать нестройный хор голосов, предлагающих включить в новый документ свои, абсолютно необходимые и жизненно важные предложения. В октябре законопроект наконец-то прошел первое чтение, и есть все шансы, что 2012 год будет не только годом назначения нового министра, но и годом принятия интегрированного закона «Об образовании в РФ».
Из принципиальных для работников образования вопросов, которые еще предстоит обсудить депутатам, остался не только пункт о государственных обязательствах в части гарантий учительских зарплат. 13 ноября в Общественной палате состоялись завершающие об-щественные слушания законопроекта, к которым было подготовлено около
200 поправок. Пожалуй, ключевое замечание, на котором акцентировал внимание председатель Комиссии по развитию образования Об-щественной палаты, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, касается запрета учителям на платные индивидуальные занятия с детьми из своего образовательного учреждения. Эта норма уже фигурировала в разных итерациях законопроекта, но в конце концов была вычеркнута из последней редакции по требованию Минюста, который не нашел правовых механизмов для ее реализации. И в самом деле: как доказать, что учитель занимается за деньги со своим учеником? Какой должна быть мера его ответственности? Считать ли это нарушением этической нормы, административным правонарушением или уголовным преступлением? Так или иначе ответы на эти вопросы пока не даны.
Несмотря на пожелание члена Общественной палаты Ефима Рачевского превратить новый закон в «нетленку», которая не будет ежегодно обрастать поправками, как базовый закон 1992 года, поверить в такие перспективы сложно: законодательное регулирование в нашей стране не поспевает за динамичным развитием системы образования.
Борис Юльевич Старцев
автор журналистских материалов по образовательной тематике для порталов ВШЭ и СМИ.