Конференция «Вышгород-2012»и исследовательская деятельность одаренных детей

Oct 10, 2012 23:32

В московской школе-интернате «Интеллектуал», расположенной на западе столицы, 9-10 апреля этого года прошла VIII Открытая гуманитарная конференция исследовательских работ школьников «Вышгород» (Маркеловские чтения). Это событие имеет длинную предысторию.





Началось все с собрания, состоявшегося осенью 1995 года в Государственной публичной исторической библиотеке. Тогда встретились десятка три московских школьников и студентов младших курсов под руководством учителей истории Леонида Анатольевича Наумова (московская гимназия  № 1505), Александра Григорьевича Авдеева (школа № 1249) и Евгения Владимировича Маркело-ва (школа № 19), присутствовали также заведующий учительским читальным залом Исторической библиотеки Татьяна Дмитриевна Дмитриевич и представители Российского исторического общества.
В ходе заседания было учреждено детское историческое общество «Вышгород», основной целью которого определили создание условий для общения детей, имеющих повышенную мотивацию к изучению истории и желающих участвовать в исследовательской деятельности.

Инициаторами создания «Вышгорода» являлись к тому времени одновременно и школьные учителя, и практикующие историки-исследователи, принимавшие активное участие в археологических экспедициях и привлекавшие к этому своих учеников, которые также пытались с их помощью сделать свои первые шаги в науке. Таким образом, создание «Вышгорода» оформило уже сложившиеся к тому времени неформальные объединения энтузиастов, для которых история (и шире - гуманитарная наука) не ограничивалась пределами школьной программы и была интересна как поле для исследовательской деятельности и «среда обитания». Как сейчас принято говорить, «Вышгород» являлся «сетевой» структурой, в рамках которой сосуществовали исторические кружки разных школ и домов детского творчества, каждый из которых в своей каждодневной жизни действовал относительно независимо, но не был отделен от другого непреодолимым барьером. Периодически устраивались совместные встречи с учеными, круглые столы и другие мероприятия. С 1995 по 2000 год несколько таких встреч состоялось как в исторической библиотеке, так и на базе школ-участниц общества.
Первая конференция общероссийского масштаба была организована в апреле 2005 года на базе созданной двумя годами раньше по инициативе Правительства Москвы школы-интерната «Интеллектуал» и имела в своем составе одиннадцать секций, посвященных разнообразным отраслям гуманитарного знания. С тех пор конференция проводится ежегодно в апреле.


Огромный личный вклад в разработку и реализацию этого замысла внес безвременно ушедший 9 сентября 2010 года основатель и первый директор школы «Интеллектуал» Евгений Владимирович Маркелов (03.02.1962-09.09.2010). Историк, археолог, краевед, учитель истории, обществознания и права, он обладал способностью привить своим ученикам живой интерес и любовь к науке, всегда стремился делиться имеющимися знаниями, сделать любое исследование поводом для продуктивного общения между представителями разных поколений, дисциплин, научных школ, дать всем возможность принять участие в том празднике, которым был для него исследовательский процесс. С 2011 года конференции присвоено его имя и второе название - Маркеловские чтения.

В этом году Евгению Владимировичу исполнилось бы 50 лет, поэтому очередная конференция была посвящена этой юбилейной дате, которую, увы, его коллеги и единомышленники были вынуж-дены отметить уже без него.

«Вышгород-2012».
В этом году на конференции выступили 114 школьников, было прочитано 87 докладов, в работе конференции также приняли участие около 35 ученых в составе жюри и около 40 учителей-руководителей делегаций и организаторов научно-исследовательской деятельности школьников. Доклады были распределены по секциям: «Всеобщая история от древности к современности», «История СССР», «Краеведение», «Археология и специальные исторические дисциплины», «Экономика, Социология и Право», «Литературоведение», «Лингвистика», «Культурология», «Этнография» и «Психология».
География участников конференции очень разнообразна. Это учебные заведения Москвы и Московской  области, Татарстана, Новосибирска, Сарова, Пензы, Оренбурга, Стерлитамака, Онеги, Петербурга, Кирова и Кировской области, Ивановской области, Костромы. Участие гостей из Украины и Белоруссии придало мероприятию международный характер.
В состав экспертного совета и жюри конференции вошли сотрудники академических институтов, преподаватели вузов, исследователи, популяризаторы науки: сотрудники Института всеобщей истории РАН, МГУ им. М.В. Ломоносова, Института славяноведения, Института археологии, Института языкознания, Института мировой литературы им. А.М. Горького, Российского государственного гуманитарного университета, Московского городского психолого-педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, Высшей школы экономики, Российского научно-исследовательского института культурного и природ-ного наследия имени Д.С. Лихачёва, Федерального института развития образования.

В первый день после торжественного открытия прошли заседания по секциям, где члены жюри определяли лучшие доклады, а все участники заседания могли задать друг другу вопросы. В конце работы первого дня конференции члены жюри подвели итоги, отметили лучшие работы, поделились мнениями с учителями.

Вслед за секционными заседаниями, для учителей-руководителей исследовательской деятельностью учащихся состоялся круглый стол, где все собравшиеся получили возможность обменяться мнениями по актуальным вопросам.
За время существования конференции выделились школы, которые регулярно принимают очень активное участие в работе конференции, присылают учащихся с докладами об исследованиях, выполненных на высоком научном уровне, а их учителя готовы поделиться положительным опытом руководства научно-исследовательской деятельностью в школе. Среди таких учебных заведений стоит отметить гимназию «Золотая Горка» г. Набережные Челны, гимназию №1 г. Жодино, Кировскую областную очно-заочную историко-краеведческую школу, Кировский физико-математический лицей, «Школу искусств» г. Харьков, московские гимназии № 1505 и № 1514.

На круглом столе большое внимание было уделено обсуждению создания сетевого ресурса, который обеспечивал бы возможность долговременной дистантной поддержки и координации исследовательской деятельности школьников в течение всего учебного года. Такой ресурс (исследовательские интернет-мастерские «Вышгород» (vyshgorod.gym1505.ru)) был разработан усилиями сотрудников гимназии № 1505 при участии коллег из школ «Интеллектуал», «Традиционная гимназия» и МГУ им. М.В. Ломоносова.

В настоящий момент эта система работает в тестовом режиме, там зарегистрировано около 40 пользователей из 16 учебных заведений России и Белоруссии. Модераторами мастерских являются руководители отдельных секций конференции «Вышгород» (в настоящий момент работают мастерские по археологии и специальным историческим дисциплинам, истории СССР, религиоведению и этнографии) - структура сайта предполагает возможность руководителям мастерских выкладывать в них рабочие материалы (тексты источников, ссылки на полезные в исследовательской работе сетевые ресурсы, фотографии, чертежи и т. п.), а все участники мастерской могут публиковать на сайте свои работы - как полностью, так и по частям.

Руководители мастерских сами являются практикующими исследователями в той области, которую они курируют. Они имеют связи в мире академической науки и в идеале должны быть способны найти для каждого школьника, выполняющего исследовательскую работу, потенциального читателя из мира «большой» науки, способного составить авторитетное экспертное заключение о качестве и уровне этой работы, дать советы по направлению дальнейшей деятельности, а в каких-то случаях даже выступить в роли заказчика такой работы.

С помощью сайта возможны заочные дискуссии, консультирование, обмен мнениями и другая работа, в ходе которой отдельные удаленные друг от друга пользователи становятся коллегами в решении тех или иных исследовательских задач.
Участники круглого стола пришли к мнению о необходимости развивать этот опыт, постараться сделать работу интернет-мастерских более регулярной и многопрофильной, отметили необходимость открыть мастерские по лингвистике и литературоведению, краеведению.

Пока взрослые обсуждали перспективы развития научно-исследовательской деятельности, их ученики приходили в себя после докладов, включившись в комплексную гуманитарную викторину «Лабиринт», станции-этапы которой были оборудованы в разных аудиториях школы «Интеллектуал». Вечером для гостей столицы была организована обзорная автобусная экскурсия по Москве.

Во второй день лучшие доклады от каждой секции по рекомендации жюри были представлены в стендовой форме для всеобщего ознакомления. Таким образом, каждый участник конференции смог составить представление о работе разных секций, задать вопросы авторам отобранных работ, познакомиться с проблематикой и исследовательскими подходами, характерными для разных дисциплин и разных школ.

Затем были организованы публичные выступления ведущих представителей актуальной российской науки. Организаторы постарались пригласить для этих выступлений  специалистов из разных сфер гуманитарного знания, чтобы каждый участник конференции мог выбрать интересную для него тему.

Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, профессор факультета истории ВШЭ И.Н. Данилевский прочитал лекцию «Историческая реконструкция - между текстом и реальностью». Доктор исторических наук, профессор РГГУ О.Л. Габелко ярко охарактеризовал эпоху эллинизма как «мир в движении».
Кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН и филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова С.А. Бурлак остановилась на вопросе о соотношении устного и письменного языка. Большой интерес вызвало выступление кандидата филологических наук, заместителя заведующего кафедрой публичной политики ВШЭ А.К. Соболевой, которая рассказывала о международных институтах защиты прав человека.

Перед закрытием конференции авторы лучших докладов были награждены дипломами и почетными грамотами, а также книгами по гуманитарной проблематике, которые по сложившейся традиции для них выбирают члены жюри. Однако не в призах и грамотах кроется основная ценность конференции. Важнее всего в этом достаточно трудоемком и затратном мероприятии другое - момент Встречи. Это встречи со сверстниками из других школ, городов и регионов, которые так же интересуются гуманитарными науками, и встречи со взрослыми учеными, которые оказываются доступными и живыми людьми, столь не похожими на кабинетных затворников. В любом случае это встречи «со своими» - именно они формируют среду и указывают на перспективу. В этом смысле «Вышгород» - не недосягаемый «замок на холме», а, скорее, «опорный пункт», где встречаются и знакомятся друг с другом настоящее и будущее нашей гуманитарной науки.

Подобные конференции, проводимые в рамках общенациональной программы по работе с одаренными детьми, должны быть одним из ключевых элементов системы мероприятий по созданию и поддержанию особой среды, разновозрастного детско-взрослого сообщества, где одаренный ребенок не будет чувствовать себя одиноким и отверженным, приобретет ценный опыт общения с коллегами и единомышленниками как среди имеющих сходную с ним мотивацию сверстников, так и среди признанных авторитетов в интересующей его исследовательской сфере.

В контексте такой среды лучше усваиваются (а если нужно и заново вырабатываются) общепринятые коммуникативные нормы, складываются неформальные отношения сотрудничества между коллегами, вырисовываются перспективы как личностного роста, так и общего научного поиска.

Евдокимов Павел Андреевич
Старший научный сотрудник Московского городского психолого-педагогического университета,
заведующий кафедрой истории школы-интерната «Интеллектуал», к.и.н.

из-за парты, 1 выпуск, мастерская

Previous post Next post
Up