Новые УМК: «Не только знать родной язык, но и владеть им»

Oct 02, 2012 13:50

В Федеральном государственном стандарте основного общего образования описан «портрет выпускника основной школы», который в первую очередь называет такие качества личности выпускника, как любовь к своему краю и своей Родине, знание родного языка, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям.

Формирование этих качеств является одной из важнейших задач, которые реализуются в новом учебно-методическом комплекте по русскому языку, подготовленном в издательстве «Просвещение». Авторы нового УМК Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын, А.Г. Нарушевич, О.Ф. Вакурова, И.Г. Добротина, Т.Н. Роговик.




Работая по новым учебникам, школьники не только научатся грамотно писать на родном языке, правильно и уместно говорить в самых разнообразных жизненных ситуациях, но и овладеют умениями верно понимать мысли других людей, аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию, выбирать различные стратегии чтения в зависимости от той цели, которую они перед собой ставят, наконец, научатся продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Другими словами, новые учебники обеспечивают существенное продвижение ученика в овладении умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам, и средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Изучение родного русского языка «в действии» обеспечивается реализацией в содержании одного из наиболее перспективных в современной лингводидактике подходов - когнитивно-коммуникативного. Суть этого подхода заключается в максимальной интеграции процесса изучения системы языка и процесса речевого и когнитивного развития ученика.

При таком подходе каждый урок русского языка становится еще и уроком развития речи, совершенствования коммуникативных способностей учащихся, уроком формирования мета-предметных умений и универсальных способов деятельности.

Эта направленность новой линии учебников в немалой степени обеспечивается и поддерживается совершенно новым, необычным для учебников русского родного языка дизайном и форматом (не 60/70×90, как в большинстве существующих учебниках по нашему предмету, а 84×108) страниц. Учебный материал располагается не только в основном поле (теоретический материал и материал для закрепления изученного) страницы-разворота, но и на цветных полях (вся дополнительная информация). В зависимости от содержания параграфа на полях по мере необходимости появляются так называемые «всплывающие окна» (специальные рубрики): «Школа чтения», «Лингвистические игры, задачки», «Советы помощника», «Из истории языка», «Это интересно». «Всплывающие окна» образуют определенную систему навигации по развороту учебника, которая обеспечивает максимально удобное восприятие и использование содержащейся в них информации и способствует организации собственной для каждого ученика, строго не регламентированной траектории овладения учебным материалом. Методическая целесообразность такой организации информационного пространства учебников очевидна еще и потому, что напоминает построение виртуального пространства, хорошо знакомого и освоенного современными школьникам.

Система «всплывающих окон» создает возможность более эффективного изучения языкового и речевого материала, делает развороты информационно насыщенными.

Рубрики «Это интересно» и «Из истории языка», например, содержат самую разнообразную информацию о языке и закономерностях его использования в разных обстоятельствах общения, знакомят учащихся с ведущими современными теориями о языке, историческом развитии русского языка, сопоставлениями с другими изучаемыми в школе языками, именами ведущих лингвистов прошлого и настоящего. Информация «всплывающих окон», переплетаясь с основным массивом учебных материалов, создаёт насыщенное интеллектуальное пространство, приучающее учащихся наблюдать, анализировать, сопоставлять, группировать, классифицировать языковой материал, прививает вкус к изучению языка, повышает мотивацию к его изучению.

Особое внимание в учебниках уделяется вопросам развития навыков самоорганизации школьника. Для этой цели в содержание учебников введена система «всплывающих подсказок» - рубрика «Советы помощника». Каждая подсказка представляет собой последовательную систему действий, освоение которых позволит учащимся выработать навыки самоорганизации. Учащимся предоставляется возможность овладеть разнообразными видами учебной деятельности.

Особое внимание в учебниках уделяется формированию практических умений в разных видах и типах чтения: поисковом/просмотровом, изучающем, ознакомительном, выразительном чтением вслух. «Всплывающие окна» рубрики «Школа чтения» содержат соответствующие инструкции для организации учебной деятельности ученика при овладении тем или иным видом и типом чтения.

Методический аппарат учебников направлен на овладение учащимися систематическими знаниями по лингвистике и речеведению на основе преимущественно эвристического метода, когда ученики сначала наблюдают, анализируют языковой материал под заданным углом зрения, делают выводы, и только после этого им предлагается ознакомиться с теоретическими сведениями, изложенными в лаконичной, доступной для учащихся форме. Презентация теоретических сведений нацелена не на заучивание определений и правил, а прежде всего на их понимание на основе анализа собственных действий, на основе осознания явлений родного языка.

Учебники отличаются вниманием к словарной работе, к формированию активного и потенциального словаря школьников. По мере необходимости на поля выносятся не только словарные слова с трудным написанием с точки зрения орфографии, но и словарные статьи из орфоэпического, толкового и этимологического словарей.

По-новому в учебниках реализуется дифференцированный и индивидуальный подходы к организации процесса обучения: через систему «всплывающих окон» задаётся уровень освоения теоретического материала, дифференцированные задания А и Б (в табличной форме) предоставляют ученику возможность самостоятельно выбрать задание по уровню сложности. Таким образом, учебные материалы доступны и слабому ученику, и сильному. Используются приемы, развивающие у ученика способность к оценке своих достижений.

Рабочие тетради не только дополняют учебник тренинговыми заданиями по всем темам и разделам, но и предусматривают задания пропедевтического характера, например задания, направленные на овладение таким жизненно важным умением, как способы сжатия текста и др.

Кроме этого, в тетрадях содержится необходимый материал для обеспечения тематического контроля. Поурочные разработки содержат примерные конспекты уроков и методические рекомендации, касающиеся особенностей изучения темы, а также разноуровневый дидактический материал, который дополняет, расширяет содержание учебника и позволяет учитывать индивидуальные особенности учеников. Здесь демонстрируются различные современные технологии организации учебной деятельности: технологии проектной деятельности, технология критического мышления и др. В поурочных разработках даны примеры разнообразных контрольных и проверочных работ, направленных на проверку овладения учащимися всеми видами речевой деятельности.

Уже есть первые отзывы о новом учебнике. Пятиклассники одной из московских школ пишут авторам: «Мы вам очень благодарны за ваш замечательный учебник. С этим учебником русский язык стал очень интересным. Этот учебник очень красочный. Особенно нам нравятся игры и задачки!»; «У вас получился хороший учебник. Упражнения в нем необычны и очень интересны».

Хорошо отзываются о новом учебнике и учителя: они отмечают четкость в представлении теоретического и практического материала, нестандартные задания, способствующие развитию интереса к предмету. К несомненным преимуществам нового УМК учителя относят и тот факт, что на подготовку качественного урока уходит меньше времени. А главное - новый УМК учит не только знать родной язык, но и владеть им.

Все учебники новой линии (5 - 9 классы) получили одобрение Российской академии наук, Российской академии образования и включены в Федеральный перечень учебников на 2012/13 учебный год.

В настоящее время изданы:
  • Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2 частях. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, А.В. Глазков,А.Г. Лисицын;
  • Русский язык. Поурочные разработки. 5 класс. Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина;
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 5 класс. В 2 частях. Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик;
  • Учебник «Русский язык. 6 класс» в 2 частях. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич;
  • Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс. Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина;
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 частях. Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик;
  • Учебник «Русский язык. 7 класс». Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, О.Ф. Вакурова;
  • Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс. Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина.
Выйдут в в 2012 г.:
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс. В 2 частях. Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик;
  • Учебник «Русский язык. 8 класс». Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич;
  • Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс. Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина.
Выйдут в 2013 г.:
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 частях. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова;
  • Учебник «Русский язык. 9 класс». Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич;
  • Русский язык. Поурочные разработки. 9 класс. Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина;
  • Русский язык. Рабочая тетрадь. 9 класс. В 2 частях. Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова;
  • Электронное приложение к учебнику для 5 класса.


Александрова Ольга Макаровна
Кандидат педагогических наук, заведующая отделом филологического образования ФГНУ 
(федерального государственного научного учреждения) 
Института содержания и методов обучения РАО, доцент

Рыбченкова Лидия Макаровна
Заведуюшая редакцией русского языка издательства "Просвещение", 
заслуженный учитель Российской Федерации

1 выпуск, мастерская, новые учебники

Previous post Next post
Up