Получив диплом фотожурналиста и вернувшись в родной город в 1976 году, я не смогла найти работу по специальности - все места были прочно заняты ветеранами фотодела. Некоторое время работала на мизерных окладах в областной телестудии, заводской многотиражке, потом мне предложили перейти в заводскую фотолабораторию - там была приличная зарплата, но делать было почти нечего. Чтобы загрузить себя творческой работой, пошла во Дворец культуры металлургов, записалась в фотоклуб «Кристалл» и стала вести фотокружок для детей. Был 1978 год.
занятие с детьми по съёмке зимних пейзажей
В фотоклубе тоже было скучновато: несколько человек собирались раз в неделю после работы с целью как бы обсуждать свои фотографии, но таковых было две-три в месяц - опять делать нечего! Мужички говорили обо всём и ни о чём, курили в тесной комнатке фотоклуба, частенько приносили с собой портвейн для веселия. Одна девушка, пришедшая в фотоклуб осенью, возмутилась курением и повесила на стену большую табличку «Вагон для некурящих». Получив от неё поддержку, я попросила мужиков не приносить выпивку.
Да, кстати, той же осенью, будучи в отпуске в Москве, я побывала в областном Доме самодеятельного творчества и разговорилась там с методистом. Получила от неё много ценных советов, как создавать фотоклуб и как вести в нём работу. В частности, она посоветовала завести в клубе небольшой кофейный бар, и обратить внимание на фотоюмор.
Таким образом, первым моим шагом была покупка электрочайника и набора чашек. Каждое заседание фотоклуба начиналось с совместного чаепития, а в качестве вступительного взноса постановили брать кило конфет с новеньких. С ноября 1979 я уже работала в штате ДКМ - директор одобрил создание фотоклуба как полноценного коллектива фотолюбителей. В зарплате, правда, опять сильно потеряла, но приобрела ненормированный рабочий день и массу выходных, в расчёте на то, что посвящу их творчеству.
1. Моя первая персональная выставка, 1979 год.
первая выставка
Семьдесят девятый год был Годом ребёнка, и я организовала тематическую клубную выставку «Земля детей». Тогда мы только учились выставочным делам, не знали, как лучше вывесить фотографии, и просто клеили их намертво на картон. Когда начали ездить по другим городам и знакомиться с выставками других фотоклубов, подсмотрели щадящий метод экспозиции - на планшетах под стеклом с зажимами.
Год ушёл на техническую подготовку: своими руками резали планшеты из ДВП, обтягивали их фоновой плотной бумагой, заказывали стёкла, обрабатывали кромки для безопасности. Изготовили на заводе стальные пружинные зажимы - в расчёте по четыре штуки на каждый планшет, а выставка должна компоноваться из ста работ. Делалось всё по вечерам и на выходных.
Кроме экспозиционных забот, были и лабораторные: половину фотоклуба занимала тёмная комната с увеличителями и ваннами для растворов. Методом бартера обзавелись большой винипластовой ванной вдоль всей стены. В эту ванну ставились все кюветы с растворами, и здесь же промывались фотоотпечатки в проточной воде, со сливом в обычную мойку. Помещение для фотоклуба переделали из бывшего туалета, откуда кабинки с унитазами были давно убраны.
Выставок мы организовывали не меньше восьми в год - то в фойе ДКМ, то в специально выделенных для этого больших комнатах. Борьба за выставочный зал велась постоянно, ибо помещений во Дворце не хватало - он проектировался ещё в 40-х годах, когда под художественной самодеятельностью имелись в виду только пение и пляски. Вот и спроектировали хороший зрительный зал и прекрасно оборудованную сцену. Да и в 80-х годах фотоклуб не воспринимался многими как полноправный коллектив - почему-то считалось, что мы должны только обслуживать других и запечатлевать для отчётов их концерты.
2. Выставка фотоклуба «Кристалл» в бывшем читальном зале. Я - в самом углу.
коллектив фотоклуба, я в уголке
3. Учились правильно освещать объект.
занятие по съёмке натюрморта
4. Проводили творческие отчёты членов фотоклуба.
мой творческий отчёт
5. Каждую последнюю среду устраивали блицконкурсы с призами.
принесённые фотоработы крепили прищепками на рыболовной сетке
6. Каждый год устраивали межклубную «Фотоюморину».
аукцион на открытии "Фотоюморины"
7. Частенько фотографировались всем коллективом, выйдя с очередного заседания фотоклуба, на фоне Дворца металлургов.
вышли из ДКМ
выставка в парке
А ещё мы устраивали персональные выставки наших ветеранов и молодых авторов, тематические - типа «Портрет современника», передвигали их по кинотеатрам и учреждениям культуры.
Каждый год 1 апреля открывали у себя межклубную «Фотоюморину» - работы нам присылали со всей страны. Летом выносили выставку в парки - там развешивали фотографии на рыболовной сети (фото 8). Зарабатывали небольшую денежку в кассу ДКМ, продавая входные билеты на такие выставки.
Поездив по фотосеминарам и фестивалям (а я брала в командировки двух-трёх своих фотолюбителей), решили выходить на большие выставки, и первым делом организовали «Казахстанское кольцо» - круговой обмен фотоколлекциями между фотоклубами республики. Казахстан большой, фотоклубов было 18, если не ошибаюсь. Я, как член оргкомитета, участвовала в разработке условий обмена.
Назрел момент, когда в СССР фотолюбители заговорили о создании некой ассоциации, в которой можно было бы работать, как в Союзе писателей, и стаж бы шёл. Идея эта пришла в конце 80-х годов, опять мы собирались для обсуждения на фотосеминары, сначала в Москве, потом в Алма-Ате. Пока спорили о названии и уставе, делили полномочия, кресла и т.д., Союз ССР развалился, а вместе с ним исчез Всесоюзный Дом самодеятельного творчества, потом канули в Лету профсоюзы… Союз фотографов, кажется, в России имеется, но мне уже в 90-м году это было неинтересно.
Да, так о чём я хотела рассказать с самого начала? Звание «народного коллектива» фотоклуб «Кристалл» получил в 1984 году, благодаря нашей целеустремлённой работе и творческой активности. Были обещаны какие-то дополнительные финансы, вторая ставка для фотоклуба… Но пришлось всё это зарабатывать своим трудом - оказывали услуги по фотосъёмке, делали слайды для ДКМ, я вела платные фотокурсы для начинающих - и с этих заработанных мною денег перепадало 45 рублей дополнительно к основной зарплате. Работать на полторы ставки - это предел, больше не разрешали в те времена.
9. Одна из моих платных работ - оформление павильона УКСЦК на областной ВДНХ.
фотостенд в павильоне СЦК
На волне появления кооперации в 87-88 гг. наш фотокооператив «Кристалл» зарегистрировался под номером один в городе У. Появились некоторые возможности для заработков, и я бралась за оформление различных фотоальбомов, фотостендов для областных ВДНХ. Если бы в те годы была свободная продажа автомобилей или квартир, я бы могла их купить . Реальнее всего казалось строительство домика на даче.