Романс, не уходи!

Aug 07, 2024 04:50


Фильм-концерт «Я помню чудное мгновенье» опубликован в ютубе 19 февраля 2019. ГТРФ, канал «Советское телевидение».
Телефильм режиссёра В.Виноградова рассказывает о русском классическом и бытовом романсе, о воскрешении традиций романса в песенной лирике наших дней. В фильме принимают участие: коллекционер грамзаписей Ю.Перепёлкин, певец И.Козловский, артист эстрады Л.Утёсов, артист кино А.Борисов, артистка театра А.Фрейндлих, певица И.Юрьева, поэт Б.Окуджава, певица Ж.Бичевская, артисты Татьяна и Сергей Никитины, гитарист В.Широков. Созвездие!
Записали и В.Высоцкого, но в фильм не включили, так как у него не романсы. Запись не пропала, я её нашла на другом канале.



Иван Козловский, 1979





Изабелла Юрьева, 1979

Фильм восхитительный, таких сейчас не снимают! В нём и история русского романса, и рассказ о звукозаписи сто лет назад, и яркие личности ушедшей эпохи. Много старинных фотографий, граммофонов и патефонов. Рекомендую смотреть весь фильм, с первой до последней секунды.

image Click to view



Александр Фёдорович Борисов спел романс «Утро туманное». У меня к этому романсу особо трепетное отношение: дело в том, что почти все исполнители игнорирует слова автора «Многое вспомнишь родное, далёкое» в третьем куплете. К сожалению, и тут роковая ошибка: нет родного далёкого, а без него весь смысл теряется.



Александр Борисов со скрипкой Сергей Сорокина

Юрий Борисович Перепёлкин

С первых кадров сюжета о нём я поняла, что этот человек совершенно уникален! Наведя справки в интернете, узнала: Ю.Б.Перепёлкин - коллекционер грампластинок. И не только! Петербургский филофонист, историограф русского вокального искусства. Собрал крупнейшую коллекцию граммофонных пластинок с записями выдающихся оперных певцов мира. В ней только русские певцы представлены пятнадцатью тысячами записей. Его архив сохранил также уникальные фотоматериалы из жизни артистов, их дневники и мемуары, написанные специально по просьбе коллекционера.



Юрий Перепёлкин, 1979



афиши из коллекции Ю.Перепёлкина

На протяжении нескольких десятилетий Юрий Борисович проводил у себя в квартире музыкальные среды, на которых знакомил слушателей с творчеством выдающихся исполнителей прошлых лет. Пластинки из его коллекции звучат по радио, ТВ. Ими озвучены театральные спектакли, а также кинофильмы «Любовь Яровая», «Угол падения», «Расскажи мне о себе», «Перекур».



Юрий Перепёлкин в домашнем архиве

В кругу филофонистов, коллекционеров пластинок ходили легенды о нём, о его громадной коллекции старинных пластинок, о его «средах». В телефильм вошёл эпизод, снятый в квартире Перепёлкина.



одна из "сред" в квартире архивиста Юрия Перепёлкина, 1979

По воспоминаниям одного москвича на театральном форуме: «Я, увы, не был знаком с ним, но знал нескольких подобных коллекционеров в Москве, общался с ними, ходил на такие же прослушивания. Сейчас понимаю, что эти вечера, устраиваемые одним человеком и в скромной, сугубо частной обстановке, были пусть и незаметными внешне, но очень ценными и существенными составляющими культурной и интеллектуальной жизни нашей страны.
Что-то в этом, знаете, было от "451'С по Фаренгейту" Бредбери: когда среди всеобщего быдлячества и умственной деградации, где-то почти в подполье собиралась небольшая компания тех, кто жил мыслью и искусством»



Леонид Утёсов о технике звукозаписи в начале двадцатого века

Леонид Утёсов: «Судьба артистов прошлого века и начала нашего века - печальна. Техника была ещё настолько несовершенна, что звукозапись искажает суть подлинного пения певцов прошлого, и вы удивляетесь: а почему, собственно, они считаются великими? Почему считают, что они были гениальными певцами? Вы удивляетесь, потому что слушаете и не слышите их, вы слышите искажённые голоса, искажённое исполнение. Наше счастье, певцов нашего времени в том, что техника достигла таких огромных результатов, что когда мы записываемся и потом слушаем себя, даже нам самим может иногда нравиться».

«Случайный» романс Булата Окуджавы

«Попробую спеть самую последнюю песню, которая случайно у меня получилась, если не забуду слова», - так сказал сам поэт перед выступлением. Дело было в феврале 1979 - стихотворение в сборнике помечено этим годом. Съёмка, возможно, была чуть позже. В зале сидят слушатели, обутые в зимнюю обувь - ленинградские студенты, приглашённые на съёмку студией «Лентелефильм». Телефильм и фрагменты из него опубликованы на канале «Советское телевидение» в ютубе, но в урезанном виде. Мне удалось найти полную звукозапись того выступления, включая аплодисменты, покашливания и представление песни автором.



кадр из телефильма

37:00 Булат Окуджава объявил: «Называется она условно «Ещё один романс!» и спел про даму, которая «конечно, пишет мне, но постарели почтальоны, и все давно переменились адреса».
Кто-то говорит, что песня посвящена Жанне Болотовой, но в авторском сборнике нет никакого посвящения. Да и написана она двадцатью годами позже, когда увлечение молодой актрисой давно прошло, а Булат Шалвович был женат на Ольге Арцимович. И поэт всегда возвышенно писал о прекрасных дамах, меня лично это не удивляет, а даже радует. Никогда бы не позволил себе назвать даму «девчонкой» или «красоткой» - такую вульгарность можно услышать только от нынешних рэперов.
Я помню эту песню по восьмидесятым - у меня были все выходившие в СССР его диски. На пластинке более поздний вариант: студийная запись, а здесь у меня концертная.

image You can watch this video on www.livejournal.com



**
И вот сейчас песня вернулась ко мне, и строка о почтальонах напомнила мне историю из моей деревенской жизни девяностых-двухтысячных.
Моя младшая сестра в 1996 уехала с семьёй в одну из европ, пообещав писать мне письма. Но напрасно ждала я этих писем, а почтальоны старели.
В 2002 сестра ненадолго приехала в нашу деревню погостить, мы проговорили всю ночь, рассказывая свои новости за все прошедшие годы. И я спросила её: - «А что же ты ни разу не написала мне?» - она объяснила: мол, у вас в деревне письма теряются. Странно, а мне в это время исправно доставляли письма от читателей журнала «Новый фермер», тогда ещё не все сидели в мессенджерах, и смартфонов не было. Всё доходило, ничего не терялось.
Через два года я освоила интернет и завела себе эмейл - действует везде! Писем всё не было. Нашлась другая причина: в европах не было русской клавиатуры. И все давно переменились адреса: я переезжала, они переезжали, но письма в электронном ящике если и появляются, то скорее похожи на реплику в мессенджере, и то раз в год.
Старые почтальоны умерли, почта в селе закрылась.
**
Как всегда со стихами Окуджавы, надо искать разгадку в метафоричных образах. Я увидела в описании дамы Мечту. Вот представьте себя в юности со своими мечтами, обращёнными в будущее, и сравните с вашей нынешней жизнью и окружающими вас людьми, с музыкой, от которой дирижёр готов застрелиться - вы точно этого хотели? Куда же делась ваша мечта?
Она ещё жива, но не может достучаться до вашей души, её послания не доходят.

Музыкант Вячеслав Широков

Включив этот телефильм, я хотела найти только Жанну Бичевскую, но сколько открытий чудных сделала!



Жанна Бичевская слушает игру на гитаре Вячеслава Широкова, 1979

В той же концертной программе о русском романсе выступил Вячеслав Широков, один из лучших гитаристов позднего СССР.



маэстро Широков



Вячеслав Широков и его гитара



гитара Жанны Бичевской



Широков играет вариацию на тему "Я встретил вас"



маэстро Бичевская наблюдает за пальцами маэстро Широкова

А я его впервые сейчас увидела, и с первых нот поняла, какой он великий музыкант! Он исполнил вариацию на тему «Я встретил вас», посвящённую Ивану Семёновичу Козловскому, с которым часто выступал, заменяя А.Иванова-Крамского. Козловский прожил до 1993 года, но давно перестал петь. Впрочем, я его ещё застала в концерте в актовом зале МГУ 25 января 1971 года. Но в фильме 1980 года он уже не участвовал, в него вошли старые кинокадры.



Вячеслав Широков в телефильме "Я помню чудное мгновенье"

Вячеслава Широков был единственным музыкантом в СССР, кому разрешали сольные концерты в двух отделениях. Получил звание Заслуженного артиста РСФСР в 1982 году. Участие в фильме-концерте «Я помню чудное мгновенье» для него стало единственным выступлением на ТВ. Он прожил всю жизнь в Горьком - Нижнем Новгороде, ездил по всей стране с гастролями. Почти не записывался на ТВ.
Как рассказывает сам артист: он не учился игре на гитаре, а гитара сама пришла к нему. В музыкальном училище не было такой специализации, и Вячеслав учился в классе балалайки. «Балалаечник я!» Тем не менее, он овладел любимым инструментом и стал лучшим гитаристом, записал несколько сольных дисков, которые теперь можно слушать в интернете.
Постоянно выступал сначала с великим Иваном Семёновичем Козловским, затем с народным артистом СССР Борисом Штоколовым в качестве аккомпаниатора. На каналах Вячеслава Николаевича Широкова в ютубе и рутубе можно найти цикл программ «Разговор с гитарой», записанных Нижегородским телевидением. Много и любительских записей.



Вячеслав Широков сорок лет спустя, Нижний Новгород

Романс Жанны Бичевской

39:19 И сразу после Булата - Жанна Бичевская, сидевшая в том же зале и внимавшая Вячеславу и Булату. Романс «Не уходи, побудь со мною». Слушатели очень тепло поблагодарили Жанну за дивное исполнение. Среди них сидел и гитарист Вячеслав Широков, слушая игру Жанны, как профессионал.



Вячеслав Широков, 1979



Жанна Бичевская, 1979



отзывчивые зрители 1979 года

Замечательный фильм сняли в 1979 году! И вот прошло ещё 45 лет, выросло два поколения новых людей, а те, которые были молодыми в этих кадрах - постарели, и некому передать своё мастерство вокала и гитары. А Изабелла Юрьева завидовала будущим артистам! Всё теперь есть: микрофоны, синтезаторы, компьютеры, цифровая техника звукозаписи, нет только самих певцов и музыкантов.

Владимир Высоцкий и романсы

Ещё один вариант того фильма: на несколько минут длиннее, с выступлением В.Высоцкого, которое было вырезано из фильма в советское время. Опубликован 18 февраля 2021 на малоизвестном канале Владислава Пауэрмана, с 47 подписчиками. За три года - всего около двух тысяч просмотров. «Я помню чудное мгновенье» (1980) с выступлением Владимира Высоцкого в БДТ.
На 50:25 идёт «Послесловие» с интервью Владимира Высоцкого: артист рассказал, как он начал писать стихи и петь их для друзей. Прозвучали четыре песни: «Кони привередливые», «Купола России», «Охота на волков», «Почему всё не так».



Владимир Высоцкий, 1979



Владимир Высоцкий, запись концерта в Ленинграде, 1979



Владимир Высоцкий рассказывает об авторской песне, 1979

Песни Высоцкого трудно отнести к романсам, он их не сочинял. Авторская песня - да, но этот жанр тогда с трудом проходил на ТВ.

архивы, музыка, культура, Вячеслав Широков, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, история, СССР, Жанна Бичевская

Previous post Next post
Up