Прощание с Семёновским

Jun 09, 2024 06:37


В предыдущем эпизоде 2014 года я остановилась на своём отъезде из Семёновского 8 мая, после пожара и доделки нового колодца. Тогда я доделала не только колодец, но и террасу перед крыльцом, а также кое-какие полочки в комнате.



полочка над столом в комнате

В июне я получила электронное письмо, сформулированное кратко и чётко: «Я хочу купить ваш дом. Вот мой телефон…»



Из дальнейшей переписки выяснилось, что эта семья владела домиком для летнего проживания в Семёновском, на дальней улице - Огарёвке, где я ни разу не была и плохо представляю себе тамошние дома. Как раз во время нынешнего апрельского пожара сгорел и их дом, который я упоминала в главе «Пожар в Семёновском». В нём некоторое время жили Толик с Галой, пущенные туда ради присмотра за домом. На тот момент они уже обитали в другой деревне - нашли там заработок, а вовсе не в тюрьме, как поговаривали весной. Так что дом оказался-таки без присмотра.

Наталья и Валерий приехали в середине мая, собственно, на пепелище, так как им позвонили соседи, сообщив о происшествии. Осмотрев место, решили, что строиться на нём не будут, хотя такая мысль вначале у них была. Стали спрашивать у Анны Паниной, не продаёт ли кто дом поблизости. В другую деревню они не хотели, очень уж привыкли к Семёновскому. Таким образом, они сначала посмотрели дом у леса (объявление было и на ДП), а потом их привели к моему дому, и в моё отсутствие они осмотрели его снаружи, а также сараи и летний домик.
Моя усадьба, хоть и запущенная, даже без изгороди и с подгоревшими теплицами, им понравилась больше - местечко и в самом деле уютное, не на глазах у соседей, и в то же время они близко. Есть новый колодец и хороший сад, что немаловажно! А баню и туалет построить не проблема, в семье мужчины трудоспособного возраста.
В результате переписки (я ещё досылала им фото дома внутри) мы пришли к соглашению: они перевели мне задаток на проезд. В конце июля мы встретились в Семёновском для завершения осмотра, и заключили договор купли-продажи. В августе у них начинался отпуск, и дом уже был в их собственности.

Вот такой случился поворот сюжета! Пожар, который мог помешать мне в реализации дома, наоборот - способствовал скорой продаже.
**



так было 8 мая 2014



а так - 26 июля 2014

Всё заросло, и даже крыльцо состарилось, слив над ним оторвался. Я сразу взялась выкашивать траву во дворе и вырубать лопухи. Вот что бывает без хозяйки, а всего два с половиной месяца отсутствовала.



мой двор в день приезда



цивилизованный вход в дом с местом для купания



вставляю леску в электротриммер



вид на терраску от уличной печки

Кошка, обычно ничья, по прозвищу Кука, всегда приходила ко мне кормиться, едва завидев, что я появилась. Так и сейчас, с удовольствием отъедается и отдыхает от вечной охоты в рощах.



кошка Кука наелась блинов



окно в сад



золотые шары начали падать от собственной тяжести

Пока мы ждали документов, я продолжала собирать свои вещи и отправлять их почтой. Из дома меня сразу не выставили, попросили пожить до их приезда с вещами. Но в один из выходных они собрались всей семьёй (четверо) и приехали косить траву. У них была бензокоса с ножами, так что вырубили чащу из лопухов: получилась дорога от дома к въездным воротам, дорога через сад, и ещё площадка вокруг летнего домика. Стояла жара по +35 ежедневно, и беспокойство по поводу большой травы, конечно, было.



новые хозяева привезли стройматериалы для ремонта дома



а также выкосили траву вокруг дома и нового колодца



вода из нового колодца на вид чистая

Но для питья продолжаю брать воду из старого колодца в овраге. С него упала дверца, которую я не смогла прикрутить на место. Пришлось делать внутреннюю крышку.



ремонтирую старый колодец



внутренняя крышка



вот такие копны не знаем куда девать

Из Белёва с базара привозила овощи на еду, и Нина Тарабарова кое-что давала в обмен на банки.



с базара



лук от Нины

Картошка, посаженная мною 8 мая в количестве 4 клубней, дала какой-никакой урожай, благо, по слухам, в июне шли дожди и обеспечили полив. Выкопала её, мне хватило на два обеда.



урожай из клумбы под окном



и обед из этого урожая

В моё отсутствие вдоль дорожки цвели марьины коренья - я насчитала около дюжины отцветших побегов. Они, кстати, выглядят очень декоративно с чёрными блестящими семенами в высохших коробочках.



семена марьина корня

В Болото ходила почти каждый день, собирая вещи в посылки, которые паковала у соседки Нины и относила на почту. Была в Белёве несколько раз. Овощное рагу готовила почти каждый день, блинчики и оладьи - само собой!



осы жрут только порченые яблоки



чаепитие во дворе



оладьи с джемом

Перебирала архивы, сжигала ненужное. А нужное буду позже сканировать и оцифровывать, потом сожгу и последние бумажные версии. К сожалению, за пять лет жизни в Семёновском у меня так и не дошли руки до сканирования, постоянная работа в огороде и по дому не давала сосредоточиться.



старые бумажные фотографии и плёночные негативы



привожу в порядок, раскладываю по пакетам

Когда я курсировала с вещами по маршруту Семёновское-Болото, меня несколько раз подвозили попутные машины - движение стало оживлённым, населения прибавляется. Кстати, тот дом у леса тоже купили в июле, там поселился симпатичный молодой человек с семьёй, он заходил ко мне, спрашивал про мой дом: его приятель хотел купить, но - увы! - долго раздумывал, дом уже продан.

Видела и нашего неофициального сельского старосту - Татьяну Семёнову, она поинтересовалась, кто купил мой дом, и успокоилась, что свои. Очень уж они все боялись, что я продам каким-нибудь цыганам. Сообщила мне «по секрету», что на будущий год внесли в бюджет ремонт дороги - собираются асфальтировать. Ура! Может быть, ещё через год и автобус пустят. Или школьный будет ходить, если какой-нибудь ребёнок из новых жителей останется зимовать.

За эти дни в саду заметно налились яблоки, начали созревать коричные, и я варила себе летний джем к блинам. Один раз испекла классическую шарлотку - из белых сухарей с яблоками. Даже удалось сварить пару пластов пастилы, правда, была проблема с сушкой: на дворе нельзя сушить - сожрут осы, а в хате топить в жару невыносимо. Но я протопила всё-таки печку два раза по утрам, высушила на ней свою последнюю семёновскую пастилу.



переработка яблок коричных



коричные в этом сезоне бледные, без загара



антоновка ещё несъедобна: жёсткая и горькая

Документы мы получили 15 августа, на 17 у меня был заранее куплен билет на поезд, так что я не дождалась яблочного Спаса: антоновка и правда ещё несъедобная. Да и Бог с ними, всех яблок не съешь, не понадкусываешь. Главное: я теперь свободна! Передала новым хозяевам ключи и все инструкции. Валерий несколько раз настойчиво повторил: «Приезжайте в гости, будем рады!» На что я ответила: «Ну, когда летний домик отремонтируете, напишите, приеду давать мастер-класс по пастиле!»

У меня на многое не хватило сил: отремонтировать летний домик, сделать беседку, утеплить холл, чтобы перенести туда кухню, сделать тёплый санузел в этом же холле. Наверно, это мне не было очень-то нужно. Теперь это сделают новые хозяева для себя, они моложе, ещё работают, и средства есть, и силы.

Передав дом новым хозяевам, я, как обычно, к обеду зажгла печку, вскипятила чайник, съела последнюю лепёшку и отправилась на автобус - уезжать совсем, а печка всё ещё была горячая, и чайник на ней бухтел. Чайники, кстати, во всех деревнях одинаковые.



последний чай в Семёновском, на отремонтированной печке в выкошенном дворе

**

Из Семёновского я вышла с рюкзаком и тележкой, в которой были архивы. Взгляд назад и последний кадр моей усадьбы, еле видной через травищу, отросшую после пожара.



последний кадр в Семёновском

Остальное перебазировано к Нине Тарабаровой, где я уже десять большущих посылок запаковала и отправила. Оставалось заполнить одиннадцатую коробку и отослать. Ой, вру: пять я отправила ещё в апреле, а в августе - шесть, всего одиннадцать. Книги, архивы, посуда, одежда…

Отправив посылку, я вышла из Болота к автобусу почти налегке, таща на другой тележке только сканер, а за спиной - ноутбук.



прошла бетонку

Тележку с остатками архива пришлось оставить у Нины до следующего приезда. Пошёл дождь, она дала мне большой кусок чёрной плёнки - обернуть мой груз. Только прошла бетонку - дождь перестал, и плёнку я свернула.



в красной тележке у меня сканер - тогда я думала, что он важнее

Последним соседом, встреченным у остановки, был обросший рыжей бородой Толик, который шёл босиком по шоссе в лёгком подпитии. Непонятно, куда и зачем он шёл, скорее, был в свободном поиске. Вот он и рассказал мне, что они с Галой сейчас живут у работодателя в старом Болоте. Пожелал мне на прощание всякого добра, вспомнив, что я относилась к ним хотя и строго, но не обижала их.

Рассказывая о себе, он на секунду отвлёкся, нагнувшись за какой-то пивной пробкой, потом с досадой отбросил её - надеялся-то найти денежку. И до меня дошло, что ему надо сейчас позарез: опохмелиться! А у меня был лишний груз в сумочке - куча монет, выгребла оттуда горсть и отдала ему. У Толика даже походка изменилась, он прибавил шагу в сторону магазина, на ходу пересчитывая монеты: должно было хватить, я думаю.



здесь я сяду на автобус-экспресс до Москвы

**
После написанного:

Прошло девять лет, прежде чем я смогла приехать в Болото за остатками своего архива. Сначала нельзя было отлучиться от буретского дома: угроза взлома реальна, первый раз тот дом взломали как раз в апреле 2014, когда я тушила пожар в Семёновском. С переездом в город начала собирать свои архивы: сначала съездила на родину предков в 2018, на следующий год - в Медниково и Санкт-Петербург за мамиными и своими архивами. Тогда же планировала заехать в Белёв и забрать тележку от Нины, но у меня не хватило сил и времени: начинались холода, а я в летней одежде. Затем случилась пандемия, и два года я никуда не ездила. В 2022 выбралась на Дальний Восток, чтобы дописать мамину биографию.

И наконец, осенью 2023 еду в Белёв, кружным путём - через Большой Нарым, Усть-Каменогорск, Алма-Ату, Казань.
Вот за этой тележкой:



**

Белёвская эпопея, 2014-2023

1. Пожар в Семёновском: стихия окружила деревню, пришлось обороняться от полевого пала.
2. Сад на улице Садовой: о соседке - хранительнице моего архива в селе Болото.
3. Прощание с Семёновским: неожиданно нашлись покупатели, и я продала дом.
4. Белёв, девять лет спустя: доехала до Болота, забрала остатки архивов, гостиница, погода.

колодец, архивы, осы, дневники 2014, Белёв, летняя кухня, Семёновское, лето в деревне

Previous post Next post
Up