Я сейчас перечитала то, что написано было о фотоклубе в 2019, и думаю, что лучше и не напишешь. Только существенно дополнила текст, и вставила новые фото, вернее, сканы со старых негативов. Постоянно приходят новые читатели, а многие не видели старых постов, надо их вытаскивать наверх. Делаю так иногда, если тема актуальна. А тут как раз подошёл момент рассказать о ДКМ, в котором я побывала во время поездки на родину в сентябре 2023.
Вера Плеханова защищает свои работы, 1984 год
На фото: девушку слева не знаю, она из группы поддержки, далее слева направо: Александр Верченко, Сергей Смирнов, Владимир Агеев, Наталья Борзых, Вера Плеханова.
Кстати, осенью 2024 будет 45 лет, как я создала фотоклуб почти с нуля. Пора вспомнить его историю.
История фотоклуба «Кристалл»
Получив диплом фотожурналиста и вернувшись в родной город в 1976 году, я не смогла найти работу по специальности - все места были прочно заняты ветеранами фотодела. Некоторое время работала на мизерных окладах в областной телестудии, заводской многотиражке, потом мне предложили перейти в заводскую фотолабораторию - там была приличная зарплата, но делать было почти нечего. Чтобы загрузить себя творческой работой, пошла во Дворец культуры металлургов, записалась в фотоклуб «Кристалл» и стала вести фотокружок для детей на полставки. Был 1978 год.
Краткая справка: фотоклуб был формально создан в 1968 году двумя сотрудниками Усть-Каменогорской студии телевидения, которым нужно было помещение для подработок, то есть фотолаборатория. Тогдашнее руководство ДКМ предоставило им «лишний» туалет на третьем этаже, который можно было приспособить под лабораторию, с условием, что они будут кое-что делать и для ДэКаэМа. Времена были простыми, можно было договариваться на словах. Так формально возник фотоклуб «Кристалл», у которого имелось и расписание «занятий». Мне о нём рассказали в редакции многотиражки «Металлург». Выставок не устраивали, я бы их не пропустила.
Это были Владимир Максимович Полозов и Валерий Мясковский. Спасибо им хотя бы за красивое название фотоклуба! Но в дальнейшем они забросили своё детище, и кто его курировал, не знаю. Мясковский нашёл себе другое помещение для работы, с отдельным входом, а у Полозова было много своих нагрузок, как главного телеоператора студии.
Н.А.Борзых пришла в фотоклуб в 1978, справа сидит Александр Верченко
В фотоклубе было скучновато: несколько человек собирались раз в неделю после работы с целью как бы обсуждать свои фотографии, но таковых было две-три в месяц - опять мне делать нечего!
Штатного руководителя не было, председателем кто-то числился, но ничего не делал. Мужички говорили обо всём и ни о чём, курили в душной комнатке фотоклуба, частенько приносили с собой портвейн для веселия.
Одна девушка, пришедшая в фотоклуб осенью, возмутилась курением и повесила на стену большую табличку «Вагон для некурящих». Получив от неё поддержку, я попросила мужиков не приносить выпивку.
Переходим на чай
Да, кстати, той же осенью, будучи в отпуске в Москве, я побывала в Московском областном Доме самодеятельного творчества и разговорилась там с методистом. Получила от неё много ценных советов, как создавать фотоклуб и как вести в нём работу. В частности, она посоветовала завести в клубе небольшой кофейный бар, и обратить внимание на фотоюмор.
Н.А.Борзых начала работу с чайника
Таким образом, первым моим шагом была покупка электрочайника и набора чашек. Вторым шагом, более серьёзным, стала работа по привлечению молодёжи. На старую гвардию надежды не было: те мужички с портвейном и табачным дымом саботировали мои призывы к творчеству. Надо было начинать всё сначала: с фотокружка для детей и курсов для взрослых. Писала объявления на афишу, заметки в областную газету. Люди приходили и с удовольствием учились азам фотографии, некоторые потом записывались и в основной коллектив, чтобы в обсуждениях повышать мастерство.
курсы фотосъёмки для взрослых, правого не помню, в центре Н.А.Борзых, слева Елена Мироненко
Андрей Кутафин и Максим Румянцев
Н.А.Борзых и фотокружок в пионерском лагере
первые кружковцы в ДКМ
обработка фотографий на лестничной площадке, на фото Игорь Назаров, Н.А.Борзых и Алёша Урусов,
занятие по съёмке с фотокружком, на фото Н.А.Борзых и Володя Трубачёв
С ноября 1979 я уже работала на полную ставку в штате ДКМ - директор Валерий Георгиевич Васильев одобрил создание фотоклуба как полноценного коллектива фотолюбителей. В зарплате, правда, опять сильно потеряла, но приобрела ненормированный рабочий день и массу выходных, в расчёте на то, что посвящу их творчеству. Директор, правда, вскоре ушёл руководить облдрамтеатром, а у меня появился новый начальник А.И.Дугин, который меня побаивался, и посему не покушался на мою творческую свободу.
Первые две выставки
Семьдесят девятый был Годом ребёнка, и первое, что я сделала - подготовила персональную выставку своих фотографий, посвящённую детям «Я в мир удивительный этот пришёл».
моя персональная выставка
К концу года уже накопились работы моих учеников, и я организовала тематическую клубную выставку «Земля детей», причём центральную часть экспозиции спроектировали и изготовили ученики по моему заданию, пока я отъезжала в отпуск. Коллаж был оформлен в виде глобуса, а между параллелями и меридианами - портреты детей из пионерского лагеря. Кстати, параллельно с фотоклубом я работала и в пионерском лагере, в летние сезоны. Там росла новая смена фотолюбителей.
первым делом - доска с инструментами
инновационные рамки для фото, Владимир Агеев и Виктор Вологодский развешивают выставку "Земля детей"
работаю засучив рукава, как Пётр Первый
а вечером - творческое обсуждение, на фото Александр Губушкин, Н.А.Борзых и Дима Лукин
Клубные традиции
Каждое заседание фотоклуба начиналось с совместного чаепития, а в качестве вступительного взноса постановили брать кило конфет с новеньких. Тогда мы только учились выставочным делам, не знали, как лучше вывесить фотографии, и просто клеили их намертво на картон. Когда начали ездить по городам СССР и знакомиться с выставками других фотоклубов, подсмотрели щадящий метод экспозиции: на планшетах под стеклом с зажимами.
Кстати, мы обычно собирались каждую среду. Однажды прозвучало предложение перенести на четверг, потому что у одного товарища в среду были другие мероприятия. Мы перенесли, но стало хуже, вернулись к средам. Опять жалобы: ну, давайте по вторникам. Стали собираться по вторникам - ещё хуже, фотолюбители после выходных не успевают проявить-напечатать свои шедевры ко вторнику. Вернулись к средам, это самый подходящий день среди недели. Кстати, я работала и по воскресеньям, это обязательно для культурного учреждения. Кто не мог приходить в среду вечером - пожалуйста, есть четверг, пятница, воскресенье. Расписание все знали, оно на виду.
Н.А.Борзых, индивидуальная консультация
Ещё у нас была «Почта духов»: на большом картоне наклеены фотографии членов фотоклуба и конверты для записок и посылок. Не застал кого-то на заседании клуба - оставь ему записку или фотографии.
Дима Лукин вырос из фотокружка в пионерском лагере
1981 год ушёл на техническую подготовку: своими руками резали планшеты из ДВП, обтягивали их фоновой плотной бумагой, заказывали стёкла, обрабатывали кромки для безопасности. Изготовили на заводе стальные пружинные зажимы - в расчёте по четыре штуки на каждый планшет, а выставка должна компоноваться из ста работ. Делалось всё по вечерам, на выходных. Кроме экспозиционных забот, были и лабораторные: половину фотоклуба занимала тёмная комната с увеличителями и ваннами для растворов. Методом бартера обзавелись большой винипластовой ванной вдоль всей стены. В эту ванну ставились все кюветы с растворами, и здесь же промывались фотоотпечатки в проточной воде, со сливом в обычную мойку. Помещение для фотоклуба переделали из бывшего туалета, откуда кабинки с унитазами были давно убраны.
Нас смущала кафельная плитка на стенах, она напоминала о туалете. С разрешения директора мы сами эту плитку сбили перед текущим ремонтом комнаты, и стены стали ровными, нейтральными по цвету.
**
Постепенно мы на собственные членские взносы купили самовар, стали из этих же средств приобретать полезные призы для победителей блицконкурсов. Объявили конкурс на лучшую эмблему «Кристалла», и один из наших фотолюбителей принёс эскиз от художника, пожелавшего остаться неизвестным: самовар на колёсах и с объективом. Изготовили значки для членов фотоклуба, заказали штамп для фоторабот. В те времена фотоклубы маркировали свои работы, рассылаемые на межклубные выставки, помечали либо штампом, либо наклейкой.
эскиз неизвестного художника хранится у меня до сих пор
такой штамп мы ставили на обороте выставочных работ
мой персональный штамп
Последняя среда года у нас была посвящена кулинарному конкурсу! Эту традицию все обожали, на чай с тортами и печеньем собирались охотно, пекли эксклюзивные домашние пироги.
кулинарный вечер в фотоклубе, 1985 год
На фото 1985 года: сидят слева направо Дима Мечетин, Наталья Слободская, Владимир Бутаков, Елена Мироненко, Галина (группа поддержки), Наталья Борзых. Стоят: Николай Долгий, Владимир Зибарев, Владимир Смирнов, Евгений Мерзляков, Сергей Смирнов и Валерий Эйхлер.
панно из моих фотографий в комнате "Кристалла", которое потом было разобрано и увезено в деревню
Каждый месяц - новая выставка
Выставок мы организовывали не меньше восьми в год - то в фойе ДКМ, то в специально выделенных для этого больших комнатах. Борьба за выставочный зал велась постоянно, ибо помещений во Дворце не хватало: он проектировался ещё в 40-х годах, когда под художественной самодеятельностью имелись в виду только пение и пляски. Вот и спроектировали хороший зрительный зал и прекрасно оборудованную сцену. Да и в 80-х годах фотоклуб не воспринимался многими как полноправный коллектив - почему-то считалось, что мы должны только обслуживать других и запечатлевать для отчётов их концерты.
А мы устраивали персональные выставки наших ветеранов и молодых авторов, тематические типа «Портрет современника», авторские - «10х10», передвигали их по кинотеатрам и учреждениям культуры. Каждый год 1 апреля открывали у себя межклубную «Фотоюморину» - работы нам присылали со всей страны. Летом выносили выставку в парки - там развешивали фотографии на рыболовной сети. Зарабатывали небольшую денежку в кассу ДКМ, продавая входные билеты на такие выставки.
выставка в 58 комнате ДКМ, сидят за столом Володя Трубачёв, Виктор Вологодский и Н.А.Борзых
фотосеминар в Темиртау, в центре - кристалловец Дима Мечетин, 1987 год
Поездив по фотосеминарам и фестивалям (а я брала в командировки двух-трёх своих фотолюбителей), решили выходить на большие выставки, и первым делом организовали «Казахстанское кольцо» - круговой обмен фотоколлекциями между фотоклубами республики. Казахстан большой, фотоклубов было 18, если не ошибаюсь. Я, как член оргкомитета, участвовала в разработке условий обмена.
По поводу международных выставок моё отношение было скептическим, я говорила своим товарищам, что ничего особо привлекательного в зарубежной фотографии нет, там примитив, но они не верили. Я-то уже видела западный «юмор», ничего остроумного или особых находок там не было. На их примитив нечего и ориентироваться. Только в советской Прибалтике были сильные фотоклубы и настоящие фотохудожники, я бывала в Таллине, Вильнюсе и Риге, а фотографы оттуда приезжали в Темиртау на фотопраздники.
Попытка Фотосоюза и конец СССР
Назрел момент, когда в СССР фотолюбители заговорили о создании некой ассоциации, в которой можно было бы работать, как в Союзе писателей, и стаж бы шёл. Идея эта пришла в конце 80-х годов, опять мы собирались для обсуждения на фотосеминары, сначала в Москве, потом в Алма-Ате. Пока спорили о названии и уставе, делили полномочия, кресла и т.д., Союз ССР развалился, а вместе с ним и Всесоюзный Дом самодеятельного творчества, потом канули в Лету профсоюзы… Союз фотографов, кажется, в России имеется, но мне уже в 90-м году это было неинтересно.
Да, так о чём я хотела рассказать с самого начала? Звание «народного коллектива» фотоклуб «Кристалл» получил в 1984 году, благодаря нашей целеустремлённой работе и творческой активности. Были обещаны какие-то дополнительные финансы, вторая ставка для фотоклуба… Но пришлось всё это зарабатывать своим трудом - оказывали услуги по фотосъёмке, делали слайды для ДКМ, я вела платные фотокурсы для начинающих - и с этих заработанных мною денег перепадало 45 рублей дополнительно к основной зарплате. Работать на полторы ставки - это предел, больше не разрешали в те времена.
На волне появления кооперации в 87-88 гг. наш фотокооператив «Кристалл» зарегистрировался под номером один в городе Усть-Каменогорске. Появились возможности для заработков, и я бралась за оформление различных фотоальбомов, фотостендов для организаций. Если бы в те годы была свободная продажа автомобилей или квартир, я бы могла их купить . Реальнее всего казалось строительство домика на даче. Но это отдельная история.