«Из Ливерпульской гавани
всегда по четвергам
суда уходят в плаванье
к далёким берегам!»
На Аблакетской пристани
гитарный перебор,
и всматриваюсь пристально
я в очертанья гор,
а между тем вокруг меня
такой вот разговор:
«Мама, я хочу залезть на эту гору! - Не надо, Сашенька, она высокая, сорвёшься, да и камушки из-под ног сыплются»
- «Где вы, искатели!» - «И зачем ты эту куртку взял?» - «Сам потом позавидуешь, она же верблюжачья» - «Горизонтовцы, сюда!» - «А дальняя дорога дана тебе судьбой, как матушкины слёзы, всегда она с тобой». И вот всё двинулось: масса рюкзаков, гитары, штормовки, оранжевая куртка Иоста, чёрная борода Соловьёва - всё полетело «Метеором» в Голубой залив.
с грузами - в Метеор
вожди турклуба "Меридиан" Николай Бутин и Сергей Соловьёв по пути на турбазу
От сосен запах хлебный
Голубой залив - не только часть водохранилища и дом отдыха с таким названием. Это ещё и значительный кусок суши: сосновый лес, сопки, кустарники. Ручьи, ложбины, поляны, скалы. В общем, место очень подходящее для туристов. А особенно для тех, кто занимается таким видом спорта, как ориентирование на местности.
высадка с "Метеора" на берег Голубого залива
Вот с этой целью - провести соревнование по ориентированию, выявить сильнейших в области - и приехали сюда на три выходных дня любители компаса и карты. Восемнадцать команд из Усть-Каменогорска и Зыряновска, представители разных профессий и поколений. За наш комбинат выступала команда туристского клуба «Меридиан» под председательством Николая Николаевича Бутина: заядлые туристы Сергей Соловьёв, Вальдемар Иост, Павел Фетисов. Светлана Крашенина, Вера Лучинович и другие. Очень опытные спортсмены, не раз принимали участие и в летних, и в зимних соревнованиях, входили в тройку призёров.
Разбили палаточный лагерь на берегу бухты.
часть палаточного лагеря
Наш гитарист Павел Фетисов.
наши меридиановцы
Соловьёв с едой
Вальдемар Иост в сшитой собственными руками куртке. Как он сам рассказывал, сделал её из парашютного шёлка, гагачьего пуха и приборных чернил. Куртка получилась цвета алых парусов, лёгкая и тёплая. В семидесятых годах таких ещё не бывало!
Вальдемар Иост
Завхоз команды Шура Метелёва руководит сбором хвороста для костра.
сбор хвороста
ручей в лесу местами ещё не оттаял
лесники надзирают за порядком: сбор топлива, розжиг костров
Сергей Соловьёв взял на соревнования сына
фигурное кидание девушек
***
В Голубом заливе участникам предстояло пройти по очень сложной дистанции. На сильно пересечённом рельефе с большими перепадами высот, с преградами в виде болот и кустарников надо было за три с половиной часа (контрольное время) найти и отметить шестнадцать ориентиров, указанных на карте. Отметка делается карандашом, привязанным к красно-белому фонарю - ориентиру, на всех контрольных пунктах разные карандаши.
поиск ориентира
отметился и побежал дальше
Старт даётся на возвышенном месте, откуда хорошо просматриваются окрестности и даже некоторые КП. Но об этом пока знают только судьи, так как ориентиры надёжно укрыты листвой, камнями, кустами. Их найдёт только тот, кто будет искать по карте.
С интервалом в пять минут один за другим уходят спортсмены на дистанцию. Не уходят - убегают, ибо контрольное время жёсткое. Лишь на несколько секунд останавливается ориентировщик, чтобы определить азимут, и исчезает за бугром.
вот он, красно-белый фонарь
карандаш привязан к фонарю
А в лесу - весна. Цветёт черёмуха, распускаются ирисы, пионы. Скалы расцвечены изумительным бархатом мха. На толстом ворсистом ковре из хвои лежат шишки, похожие на старую заячью капусту, и прорастает заячья капуста, похожая на молодые сосновые шишки. Сосны источают живительный, вкусный запах. Лук-слизун мечтает о краюхе чёрного хлеба с крупной солью. А проголодавшийся турист - о том и другом.
Четвёртый час бежит ориентировщик по дистанции. Отмечены уже почти все КП. Съедены все конфеты, у тех, кто запасливый. Заработаны все синяки и царапины, которые можно было получить. И на исходе терпение и силы: где ж, наконец, шестнадцатый, последний фонарь? Судьи нарочно спрятали его на вершине, когда уже усталость подкашивает. Где-то здесь он, в круге, очерченном циркулем на карте. Да, на карте всё просто: в маленьком кружке. А на местности этот кружок вырастает в большую гору, в нагромождение скал, в непролазность кустарника.
Где-то здесь… Пульс стучит в висках… И вдруг - красное пятнышко мелькнуло среди камней. Это он, последний контрольный пункт! Всё! Карандаш уже сам выводит последнюю букву, а взгляд ориентировщика устремляется к финишу. Его можно найти без определения азимута: вон судьи сидят на возвышенности…
Памятник туристу
Не обошлось и без происшествий в нашей команде. Пропал на дистанции Паша Фетисов. Уже и контрольное время вышло, и судьи доложили нам, что ждут его одного, остальные все благополучно прошли.
Обед задерживался из-за Пашки. Чтобы чем-то заняться, друзья соорудили «памятник туристу, не вернувшемуся с дистанции». Взяли Пашкин стёганый халат, треники и кеды. Всё это держалось на длинном колу.
памятник туристу
Адриан Сергеевич решил сфотографировать мероприятие
Веселье зашло так далеко, что принесли и положили камень у ног чучела, потом возложили цветы - нашли ведь местные подснежники! Стали сооружать оградку. Тут пришёл усталый Паша и включился в сооружение. Потом снял халат с чучела и надел на себя, чтобы согреться.
На этом мероприятие не закончилось! Всем хотелось побыть на месте памятника. Я запечатлела Адриана Сергеевича Розанова с тем самым букетиком и вскрытой пачкой индийского чая.
Адриан Сергеевич Розанов в виде памятника
Об этом я не рассказывала в очерке «
Адриан Сергеевич Розанов».
Адриан Сергеевич у нашего костра
Вот теперь эпизод с памятником вспомнила, благодаря оцифрованным кадрам с архивных негативов.
Не мы первые
«День Победы, как он был от нас далёк,
как в костре потухшем таял уголёк» -
С утра из всех транзисторов разносится по лагерю песня. Утром к нам пришла хорошая погода и вместе с новым днём - надежда: а вдруг отыграемся? Предыдущий день не был удачным, дистанцию команда «Меридиана» прошла неважно. Подвела и физическая подготовка, и техника ориентирования, как потом признавались участники забега.
Утром девятого мая стартовала эстафета. Это то же самое ориентирование, только дистанция разбивается на три этапа, а для каждого участника - свои контрольные пункты. Однако и эстафета не принесла «Меридиану» утешительных результатов. На призовое место уже никто не рассчитывал.
И вот участники слёта туристов выстраиваются на линейку. Здесь и оранжевые майки зыряновцев, и белые «Искателя» - с магнитоподобной буквой И, здесь звёзды «Веги» и «Альтаира». Где-то в углу затерялся и наш «Меридиан».
общее построение команд
кубок уходит от нас, Паша передаёт его команде зыряновцев
Первое место безоговорочно присуждается команде Зыряновского свинцового комбината. Счастливые молодые лица зыряновцев сияют, отражаясь в переходящем кубке.
Наше место - одиннадцатое… Вскоре после закрытия беседуем с председателем «Меридиана» Николаем Николаевичем Бутиным:
- Наш неуспех вполне закономерен. Обидно, конечно, после прежних побед оказаться так далеко от первого места. Но его заняли достойные соперники. Команда ЗСК отлично подготовлена, молода по духу и возрасту. Зыряновцы много тренируются, часто выезжают в лес в свои выходные дни. Кроме того, они готовят себе смену, комплектуя команду юниоров из старших школьников. Молодым и карты в руки!
Наша главная ошибка в том, что мы замкнулись в своём сложившемся тесном кругу. Не подумали о том, что нельзя из года в год бегать с неизменными молодыми силами. Состав клуба надо обновить, привлечь молодых металлургов из цехов, ребят из подшефных школ. Ну и, конечно, тренироваться, больше лазить по горам, бегать с компасом. Будем учиться на ошибках. У нас не первое место, но это и не последнее соревнование!
команда "Меридиана", А.С.Розанов, третья слева - я
Лесной тропою
Послесловие точней было назвать «Тропою позора». Именно эти слова приходят в голову, когда идёшь по лесопарковой части Голубого залива. О количестве отдыхающих можно судить по количеству консервных банок и пустых бутылок. Многие стоянки отмечены битым стеклом и бумажным мусором. Надо думать, что люди, отдыхающие здесь, не такие уж злые вредители: они не сожгли лес, не загрязнили воду, не отравили птиц и рыб.
Но они отравили настроение нам, пришедшим после них. Этих людей не назовёшь туристами: они просто дикари, словечко прочно пристало к ним. Они не знакомы с правилами поведения в природе. А ведь это так просто понять: мусор сжигается в костре, жестяные банки обжигаются и закапываются в яму, костёр заливается водой. Стеклотару уносите с собой, но лучше приходить без неё. Дикари пакостят в природе, оглядываясь: не видит ли кто? А дерево и ручей не могут никому сообщить твой городской адрес.
Нет, мы дикарями быть не хотим. Сняв палатки, уходим из леса, оставляя чистый берег, а по тропе за нами можно пройти босиком. Оставили даже метлу, красноречивым намёком для тех, кто придёт после нас.
***
автор фотоочерка Наталья Борзых
Краткая справка:
Наталья Борзых, 29 лет, получившая свободный диплом журфака МГУ в 1976 году без распределения на работу, вернулась на родину в Усть-Каменогорск, как истинный патриот Восточного Казахстана и любитель здешней природы. Работала в местных СМИ фотокорреспондентом.
Веб-версия исторического фотоочерка 77 года дополнена другими фотографиями, которые по законам газетного жанра не вошли тогда в публикацию.
И без них она заняла целую страницу в многотиражной газете «Металлург». Заново написана глава о «памятнике», и пояснения к фотографиям.
газетная страница
Голубой залив - известнейшее место отдыха на Бухтарминском водохранилище, выше города Серебрянска. В 1977 году, когда проходил этот турслёт, берега были ещё не так сильно застроены, как сейчас.
Фото из интернета.
Голубой залив на Бухтарме