Черемховские пути, стойкий цветок, чтение, трубы отопления, неожиданный налог.
Предыдущий дневник я закончила эпизодом с цветком лаватеры. На следующий день, в пятницу 23 сентября, перед моим отъездом на стебле распустился второй цветок, на очереди был третий, и были заметны ещё бутоны.
прощальный расцвет
Когда я вернулась через три недели, увидела высохший стебель с несколькими отцветшими лаватерами, и полностью осушенный сосуд. Без меня цвели… заледенела роза и облетела вся.
увядание
**
13 октября, четверг. Приехала в Черемхово утренним поездом из дальнего путешествия, и пронаблюдала порядок объявления на посадку. По-прежнему объявляют платформы, а на указателях видишь только пути. И никто не жалуется, даже мне неохота. Садиться на поезд надо в Иркутске, где стоянка длительная, а выходить можно и в Черемхове.
а где платформа-то?
с поезда сошли всего два пассажира
Успела на первый автобус до Свирска. Порадовало то, что в моё отсутствие были оборудованы две автобусных остановки у аптеки под моим окном. Навес, скамейки, указатель. Удобно, и видно из окна. Сейчас тут все четыре маршрута останавливаются, потому что параллельная улица на ремонте.
Дома, как обычно по возвращении, тепло и уютно. Хорошо, что я сделала уборку перед отъездом, теперь не надо наводить порядок и чистоту, только вытряхнуть из рюкзака впечатления с отчётом. Немного отвыкла от собственной квартиры за время скитаний по гостиницам и вагонам, но зато все вещи разложены по своим местам, и привычки быстро вернулись.
На дне рюкзака были сувениры, добытые с берега морского, один из них вулканического происхождения, другой - обломок ракушки. Коллекция камушков пополнилась.
сувениры
Нырнула в горячую пенную ванну. А я, кстати, весь отпуск мёрзла в гостиницах, ибо отопительный сезон у них в «тёплых краях» гораздо позже нашего сибирского. И вместо ванн в гостиницах по нынешней моде - только душевые кабины, из которых выходишь в леденящий воздух, или не сразу выходишь, а обматываешься большим полотенцем внутри кабины. Потом сидишь перед телевизором, закутавшись в одеяло. Но об этом потом.
По плану - быстрый обход магазинов, ведь припасов нет, холодильник я отключала. Лишь сварила чашку кофе, и пошла за едой.
замороженное некуда складывать
Три магазина, куча еды, возвращаюсь в 13 часов - бац! Плановое отключение электричества. Не наигрались летом. А еда у меня такая, которую надо готовить, не сухомятка. И сидела я за кухонным столом и чистила-резала овощи. Морковь со свёклой прекрасно сохранились на балконе, укрытые мешками и одеялами. Картошка тоже хорошо лежит в квартире, несмотря на плюс 27. Три часа занималась овощами для варки борща. Голод обострялся, а варить не на чем. Утешалась, грызя морковку натощак, а полуфабрикаты лежали на балконе.
Ровно в 18 часов включилось электричество, и я быстро сварила купленные пельмени с бараниной. Слава Богу, у меня было припасено бургундское к приезду, и как же оно хорошо пошло с горячими пельменями! Тем временем варился борщ.
А я присела к ноутбуку и стала читать интересное про края, в которых побывала.
14 октября, пятница. Во всех городах есть улицы Лазо, по странному совпадению - короткие. Я старалась найти дома с таким же адресом, как у меня, одновременно заинтересовавшись историей жизни молодого революционного авантюриста. Нашла полный текст выступления Сергея Лазо, когда было сформировано «Временное правительство Дальнего Востока», подконтрольное большевикам. Успех восстания во многом зависел от позиции офицеров школы прапорщиков на Русском острове. Лазо прибыл к ним от имени руководства восставших и обратился с речью:
«За кого вы, русские люди, молодёжь русская? За кого вы?! Вот я к вам пришёл один, невооружённый, вы можете взять меня заложником… убить можете. Этот чудесный русский город - последний на вашей дороге! Вам некуда отступать, дальше чужая страна, чужая земля, и солнце чужое. Нет, мы русскую душу не продавали по заграничным кабакам, мы её не меняли на золото заморское и пушки. Мы не наёмными, мы собственными руками защищаем нашу землю, мы грудью нашей, мы нашей жизнью будем бороться за родину против иноземного нашествия! Вот за эту русскую землю, на которой я сейчас стою, мы умрём, но не отдадим её никому!»
До чего же актуальны его слова в наше время! А ведь этому патриоту было всего 26 лет. Почему так мало памятников ему?
15 октября, суббота. Очень холодно и ветер, но я вышла на рынок посмотреть одежду по сезону. Всё то же убожество и однообразие, одного цвета - чёрного. Но из дальних краёв не хотелось везти шмотки, там было не до базаров.
Весь день работала за ноутбуком, сортируя папки с файлами и освобождая место на диске для новых. Просматривала отснятые видео, удаляла брак, а то, что можно смонтировать в фильм, нумеровала и подписывала. Фото отдельно перенесла на второй ноутбук, где есть фотошоп для обработки.
Одновременно с просмотром отснятого на втором ноутбуке были открыты карты, википедия и прочий справочный материал.
Хорошо, что немного запаслась едой, и уже не отвлекалась на готовку.
16-17 октября монтировала первое видео о поездке, сверяясь по карте, что и где у меня попало в кадр. Ещё надо озвучить и подписать эпизоды.
Разрезала первую тыкву, она оказалась твёрдой, сухой и невкусной. даже в оладьях и блинах она только портила их вкус.
не нравится, но ем
18 октября, вторник. Ночные заморозки ослабли, ожидается умеренно прохладный день, надо бы съездить на дачу. Но опять не до неё, погрузилась в чтение.
19 октября, среда. Весь день читала блог Варандея, очерки о только что посещённых мною местах. Интересно и увлекательно пишет, дополняя фотоочерк историческими сведениями, ссылками на других авторов ЖЖ. Я тоже стараюсь давать максимум информации, а не только картинки.
некомфортно работать за ноутбуком
20 октября, четверг. Верхние новые жильцы решили менять трубы на всех стояках, и я была вынуждена весь день заниматься передвижением столов, убирая ноутбуки и архивы. Естественно, работа с документами затормозилась. Слесарь работал очень аккуратно, но всё же искры от болгарки летели. Один стояк - в ванной - оставил до понедельника.
21 октября, пятница. Теперь надо замазать щели возле новых труб, сходила с магазин за шпатлёвкой, но сначала на почту - пришло письмо из налоговой. Я знала, что это за лишние две сотки на даче. Но там приплюсовали еще и участок 15 соток в Псковской, только сейчас спохватились, что он числится за мной.
Вот не знаю, как быть. Отказаться от него можно лишь тогда, когда сделаешь кадастровую оценку на местности. Ехать же туда не хочу. А можно ли проделать это заочно? Уплатить-то уплачу, насчитали за последние три года по стоимости одного студенческого завтрака в год (налоговая ставка ниже, чем дачная), но всё равно жалко платить за неиспользуемый участок в заброшенной местности, где никому он не нужен вообще.
ветхий дом и заброшенный сад - вот чем я владела в 1992 году
Это имение Власовка, в котором я обитала в летние сезоны с 1992 по 1994 год. Там была еловая аллея (видна на фото слева), хороший сад с яблонями и сливой (видны справа), пруд. Не было электричества и документов на ветхий дом. В 94 от весенних палов сгорел сарай, а в 95 - дом. Сад и аллея постепенно состарились, частично были вырублены вандалами-соседями. Теперь и не увидеть границы участка. Тогда, в девяностых годах, за пятнадцать соток не платили. В двухтысячных пенсионеры были вообще освобождены от земельных налогов. Прошло тридцать лет, и налоговая инспекция раскопала моё владение.
**