Три отпуска в Крыму

Sep 29, 2017 23:20

Вот не хочется про политику, но эту тему с Крымом не обойдешь…

2011 год, мы с дочкой отдыхаем в Керчи. Нам всё нравится. Город, словно оставшийся в середине 80-х (с тех пор явно ничего не было построено, кроме супермаркета О’фреш). Доска почета в центре города - с учителями и рабочими порта. Доброжелательные люди. Бывает, в общественном транспорте спрашивают - вы откуда? Когда слышат, что из России, радуются, жмут руки. А одна бабушка вдруг говорит - «девочки, заберите нас обратно». Я немного в шоке. С 1991 года, когда Ельцин мог, но не принял Крым (тогда там тоже был референдум за вход в состав РФ), я забыла о таких категориях. Мне странно слышать эти слова.

2015 год, конец ноября - декабрь. Нам путевку с мужем в санаторий дали, в Ялту. А Крым отрубили от электричества со стороны Украины. Мы все равно поехали. У нас был тяжелый год, нам просто необходимо было отвлечься. Конечно, очень странно ехать в незнакомую Ялту из Симферополя, в совершеннейшей темноте трассы, и в самом городе странно, куда везет тебя таксист, когда город ты видишь только в свете фар.

В самом санатории есть большой генератор, потом появился второй. Все равно в определенное время электричество отключают, когда переходят с генератора на город и обратно. Это может случиться в любое время, и сразу, например, пропадает горячая вода. Но постепенно узнаешь, когда это может случиться, и не моешься в это время. Или среди ужина отключат. Ничего, это переживаемо. И мы в любом случае гуляем вечерами по улочкам - при свете телефонного фонаря. А на набережной два световых столба МЧС, рядом с ними гуляют даже с детьми. На полуострове объявлено ЧП, и музыка из многочисленных кафе не звучит, и в девять вечера отключается телевизор, но все равно не чувствуется горя.

Люди про события прошлого года говорят «…когда мы вернулись на Родину». Примета того времени - вездесущий запах солярки, это у каждого магазинчика и кафе работают генераторы. У многих заведений объявления - «У нас свой генератор». Это значит, что будут работать в любое время, от включений и отключений города не зависят. И на каждом углу продают свечи (я взяла из дома свои). Несмотря ни на что, вдоль берега моря стоят рыбаки - ловят барабулю и кефаль. Кругом висят объявления, зазывающие эту рыбу есть, рассказывающие, какая она свежая. И в самом деле, вкуснее барабули нет ничего))))

Мы тогда и в Севастополь съездили, где, например, панораму Крымской войны можно было посмотреть, построенная в 19 веке, она освещается естественным светом, а вот диораму про ВОВ - нельзя, нет электричества.

Еще каждый день по ТВ можно было посмотреть совещания по ЧП, которые проводит Сергей Аксенов с министрами и по селектору - с властями на местах. Я враз влюбляюсь и в этого человека, и в людей у власти Крыма. Они разговаривают нормальным человеческим языком! Это люди дела - это сразу видно. С ними чувствуешь себя надежно. За три недели нашего присутствия улучшение ситуации шло явно. Кстати, тогда не случилось никаких происшествий типа мародерства или хулиганства, несмотря на темноту улиц и отсутствие полиции в зоне видимости. Это мне кажется, тоже показатель уровня. Самих крымчан.

И еще аборигены, смеясь, рассказывали, что научились делать все домашние дела за несколько часов, пока дают электричество. И что оказалось, с домашними есть много о чем поговорить. И сколько оказалось еще непрочитанных интересных книг.

2016 год, нам дают опять путевку в тот же санаторий, но на конец августа-сентябрь. Мы опять в Ялте, только это уже та самая всем известная шальная Ялта - с переполненной набережной, танцами и фокусами на ней, музыкой из всех кафешек, уже подреставрированной ялтинской киностудией, которая по соседству с нашим санаторием. Мы много ходим и ездим по окрестностям - Гурзуф, Массандра, Никита, Ливадия, Мисхор, Ай-Петри. Наконец проезжаемся по знаменитой городской ялтинской канатной дороге - год назад я не рискнула на генераторе, а тут электричество есть. В Массандре были на экскурсии в знаменитом заводе, видели винные подвалы, пожилой работник рассказывал очень интересно, как они выжили со всеми перипетиями 20 и 21 века.

Аборигены говорят гордо: «Как известно, у нас был референдум в 2014 году, по решению которого мы вернулись в Россию». Везде вывески на трех государственных языках Крыма - русском, украинском и крымско-татарском. Татары носят национальную одежду. Наш отпуск в этот раз попадает на Курбан-Байрам, это общекрымский выходной.

2017 год, мы едем в санаторий в Феодосию. В аэропорту еще год назад автостанция являла собой платформы и будочку с продажей билетов, а сейчас это нормальное здание, несколько касс внутри, кресла, где можно переждать время под крышей. Вдоль всей трассы фонари и светофоры оборудованы солнечными батареями. Умно.

В Феодосии продают продукцию Джанкойского молокозавода. Надо сказать, что молоко я не люблю. И что я в санатории пью молоко на ужин, я не сразу поняла!))) То есть поняла, что это молочный продукт, но что это? Кажется, с советских времен я не пила такого вкусного молока. И ряженки, которую стали еще покупать в фирменном киоске. Продавец рассказывала про сам завод, какое там сейчас новое оборудование и так далее. С появлением нового оборудования не убили технологию - это славно.

Пушкин в 1820 году писал: «Из Керчи приехали мы в Кефу, остановились у Броневского, человека почтенного по непорочной службе и по бедности». Кефа или Кафа - это и есть Феодосия. А домик Броневского - на территории нашего санатория, я каждый божий день ходила около него (и иногда внутри) и воображала Пушкина)))

Путешествуя по Крыму, видели много виноградников. Мне в Москве любят доказывать, что крымских вин не существует, виноградников там давно нет, и вообще заводы стоят. Как человек, посетивший заводы в Массандре и Солнечной долине, любящий крымские портвейны и написавший с натуры виноградники акварелью, согласиться с сим не могу))) Самое смешное, что доказывают мне это люди, вообще никогда не бывавшие в Крыму))))
Подозреваю, что это некий слух, запущенный в социум намеренно.

В Крыму всегда немного всё устаревшее. Это какой-то особый дух полуострова. Ладно, я его ощущаю и помню всегда, с детства. Так вот и у Пушкина прочла, что Крым всегда какой-то немного припыленный и несовременный, но там «…счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображение, - горы, сады, море…».

Он был и есть именно такой - Крым. Когда говорят, что Крым - наш (или не наш), я всегда думаю, что он сам по себе, свой. Славное место, ни на что не похожее, только на себя самое. Я думаю, полуостров очень на любителя. Потому что людям, привыкшим к 5-звездным олинклюзив, там может показаться бедно. Не умеющим радоваться красотам природы и старой архитектуре - скучно. А для меня же это просто место любви и силы, где мне всегда хорошо.
И я вижу, что с каждым годом там становится лучше. Отдыхающему. За жителей сказать не могу, они не жалуются.

Я всегда покупаю местные газеты там, где отдыхаю, и читаю про проблемы. Например, в Феодосии в сентябре 2017 года я читала про вновь газифицированные улицы и дома, про то, как некий богач подарил каждой школе мячи и сетки для физкультуры, о засилье бродячих собак и невозможность урегулировать стихийную торговлю «бабушек». Аксенов в аккурат в это время в свой отпуск инкогнито на личной машине поехал по полуострову. Прямо на местах видел все проблемы, говорил с людьми. Интересный подход. Я не могу вообразить другого губернатора на его месте. Да я, честно говоря, вообще таких руководителей у власти еще не видела. Но тут я, кажется, закольцовываю свое повествование)))

Текст и рисунки selcha. Спасибо, СП!)