О "публичной немоте"

Sep 12, 2017 21:33

Никогда не задумывались, почему большинство ток-шоу на российском ТВ - это балаган, в котором даже невозможно услышать точку зрения спикера? На мой взгляд, учитывая особое внимание российской власти к ТВ-контенту, речь идет далеко не только о рейтингах. Исследование Бориса Глаздарева «Публичная немота» может дать ключ к разгадке. Глаздарев считает, что из-за постоянных политических потрясений в России так и не сформировался язык публичного общения. Его место занял язык власти, что привело к «публичной немоте». Автор выделяет ряд характерных признаков «публичной немоты»:

1) недоверие к Другому, восприятие его как Чужого, опасного;
2) любая дискуссия превращается в серию монологов;
3) доминирование конфликтного регистра взаимодействия над компромиссным (стремление к согласию не стало публичной нормой, достигнутый компромисс воспринимается как частичное поражение, а не как частичная победа);
4) максимализм и нарциссизм (есть моя точка зрения и неправильная);
5) незнание и игнорирование формальных процедур, регламентирующих дискуссию;
6) нет «публичного» языкового регистра, далекого и от официального, и от частного («кухонного») языка;
7) дефицит нормативной вежливости - неумение общаться с оппонентами.

Отсутствие языка публичной коммуникации сводит практически на нет возможности для формирования гражданского общества. Если посмотреть на балаган большинства политических ток-шоу, то создается впечатление, что власть целенаправленно закрепляет язык публичной немоты в сознании граждан. Именно формирование публичной немоты, а не пропаганда является главной целью подобных шоу.

телевидение, этика, внутренняя политика, журналистика

Previous post Next post
Up