Позвали тут нас на днях проверять качество бензина на АЗС.
Ну, а мы что? Бензин в России больше чем бензин. Вечная тема для разговоров, как дороги, футбол и политика. Мы и пошли. Потому что интересно узнать - имеют-таки нас на бензозаправках или нет?
А теперь ближе к делу.
В разгар рабочего дня АЗС на ул.Московской в Екатеринбурге встретила нас очередью машин, свежеокрашенными бордюрами (поребриками?), ослепительно-белым бензовозом и передвижной лабораторией качества.
Скажу сразу. Года три уже точно, как наша семья заправляется на станциях Газпромнефти. Да, изменили Лукойлу. Да, ощутили экономию. И нет, машина не заметила разницы. Немецкий полноприводный внедорожник как ездил, так и продолжает ездить. По Екатеринбургу, по области, по лесам-полям-буеракам. Нижний Новгород, Казань, Самара, Пермь, Челябинск, Тюмень, Омск - география поездок обширна. Дороги везде разные, бензин один. Так что можете считать меня засланным казачком.
Нашей задачей было определить качество топлива на этой АЗС, и по ходу сунуть нос туда, куда обычно автовладельцы свой нос не суют. Ну, и ответить на самый волнующий вопрос - таки имеют нас на бензозаправках или нет?
Пройдя первичный инструктаж (а АЗС является опасным объектом) и благословясь, приступили к делу. К слову, инструктаж проводила очень симпатичная девушка - начальник этой АЗС. Как потом оказалось, симпатичных людей в Газпромнефти работает много.
Продукт едет из Омска по железной дороге в цистернах, потом переливается в резервуары нефтебазы, затем попадает в бензовоз. Из бензовоза - в резервуары АЗС и через приемо-раздаточные колонки льется в бак вашего автомобиля. Спрашивается - на каком из этих этапов, теоретически, можно разбавить бензин и сделать некоторый гешефт?
Будем разбираться.
Вот бензовоз - ничем не пахнет, ничего не льется. Опломбированный сверху и донизу.
Его нужно принять. Это значит принять паспорт качества, проверить цельность пломб, сверить номера этих пломб с накладными документами и, самое главное, провести экспресс-тест на 5 параметров. Одним из них является наш любимый - наличие воды в топливе. Проверяют этот параметр специальной мазью, которая при наличии этой самой воды меняет цвет. (Кстати, это единственный параметр, который можно проверить любому и «на глазок» - вода тяжелее бензина и не смешивается. Остальные же, что бы вам не говорили нефтяники в третьем поколении, определить на вкус, цвет и запах невозможно. Только в лаборатории).
Дел тут оператору АЗС на пару часов точно. В жару +30, в полной выкладке, каске и респираторе, на верхотуре (!), а зимой в холод и на ветру? Поэтому в следующий раз, предъявляя претензии к замешкавшейся девушке на кассе АЗС, вспомните меня и этот бензовоз, и будьте терпимей, ей-богу.
Из каждой новой партии топлива отбираются арбитражные пробы. При любых разборках, связанных с качеством топлива, берутся на анализ именно они. Хранятся в сейфе до поступления новой партии на АЗС. И да, как вы видите, хранить бензин можно в пластике, если наливать аккуратно и не прямо бьющей струей.
Бензовоз стоит под разгрузкой, а мы пошли отбирать пробы напрямую из резервуара у нас под ногами, чтобы провести тесты и понять, какого качества бензин льется прямо сейчас в баки машин. Решили взять пробы 95го и дизеля.
Кстати, обратите внимание на персонал лаборатории. Говорю же, симпатичные люди кругом!
Вот такие передвижные лаборатории гоняют по всей Свердловской области. По регламенту не реже раз в месяц такая машина, внезапно!, приезжает на каждую АЗС, делает выемку проб и выдает заключение по 20 параметрам.
Сотрудники АЗС графика передвижений не знают - не ведают. Лично у меня вызвал доверие тот факт, что лаборатории не подчиняются руководству сети АЗС в регионе и являются самостоятельной бизнес-единицей. По словам Надежды Самохиной, руководителя Екатеринбургского участка «Газпромнефть-Лаборатория», некоторые АЗС попадают «под раздачу» и два раза в месяц. А если поступила жалоба на горячую линию, то и третий раз могут заехать в гости.
Красные приборчики зажевали предлагаемый материал, думали минут 10, не больше, и выплюнули на принтер свое заключение (фотографии ниже).
Дальше мы идем на колонки. Если с контролем качества более-менее понятно, то остается понять «докладывают ли тиграм мясо». Пробу на точность розлива берем вот таким прибором, в который входит до 10 литров бензина. Риска застывает на отметке «ноль».
Таким образом, что мы имеем на выходе.
Проверка качества топлива при отгрузке с завода - раз, проверка при приеме на нефтебазе - два, проверка при заправке бензовозов - три, проверка на АЗС - четыре, внезапные проверки - пять. Ну, и когда тут налить водички в бензин? По поводу чистоты. Резервуары на АЗС высушивают до дна не реже 1го раза в 2 года. Фильтры резервуара промываются каждый раз при приеме топлива. Фильтры колонок меняются 1 раз в месяц при плановом ТО, которое также проводится ежемесячно.
Тест в лаборатории показал, что 12.08.2016 на ул.Московской, 283 в Екатеринбурге давали 95ый бензин с октановым числом 95,4 (контрольный показатель - 90) и дизель с содержанием серы 7,6 PPM (контрольный показатель - 10). Вот тому подтверждение:
Поэтому в вечном споре «кто кого» - Лукойл или Газпромнефть, я уже не участвую.
И несколько слов вдогонку.
Дело ведь не только в бензине. Качественный картонный стаканчик, работающая кофе-машина, чистый туалет, улыбка оператора - здесь меня уважают как клиента. И, как клиент, я не могу оставаться равнодушной, раз за разом на трассе выискивая глазами знакомые бело-голубые язычки.
текст и фото Анжела Чарсова