Японский взгляд на ситуацию на Украине

Mar 30, 2016 20:30

Синкити Фудзимори (Shinkichi Fujimori) в JB Press, Япония

12 февраля 2015 года в Минске было подписано так называемое минское соглашение. После того как на Украине разразился кризис, Россия оказывала военную помощь Луганской и Донецкой республикам. Украинские войска потерпели поражение под Дебальцево. Франция и Германия, опасавшиеся ужесточения боев, вмешались в конфликт, благодаря чему было достигнуто соглашение.

Этот документ подписали Украина, Россия, Франция и Германия. Руководители республик также поставили свои подписи под документом. С тех пор прошел год. Крупномасштабные сражения не ведутся, однако многие пункты соглашения не соблюдаются.



Ситуация с реализацией соглашений

В ходе переговоров в Минске инициативой владел президент России Владимир Путин. Его цели заключались не в том, чтобы Украина и западные страны признали независимость республик. Путин хотел признать суверенитет и территориальную целостность Украины, а затем наделить ЛНР и ДНР максимально возможными правами.

Минское соглашение состоит из 13 пунктов. Украинская сторона пообещала возобновить выплату пенсий и других социальных пособий (восьмой пункт), однако не сдержала этого обещания.

В 2016 году жители республик (по закону республики не существуют, поэтому их жители считаются украинцами) лишились возможности получать пенсии даже на украинской стороне. Банковская система также не восстанавливается (все тот же восьмой пункт).

В настоящее время в республиках нет коммерческих банков, поэтому там не работают даже банкоматы. Это негативно отражается на деятельности предприятий.

В 12-м пункте говорится о том, что региональные выборы должны проводиться в соответствии с украинским законодательством. Это крайне важный пункт, указывающий на то, что республики действуют в рамках украинского закона. Тем не менее до сих пор неизвестно, когда будут проведены выборы. Не выполняется даже шестой пункт, который считался самым простым: освобождение и обмен пленными.

Наибольшую сложность представляет 11-й пункт: проведение конституционной реформы, предполагающей в качестве ключевого элемента децентрализацию.

Поправки в Конституцию так и не были внесены. Украина и восточные республики не могут согласовать содержание минских договоренностей. Украинская сторона не хочет присваивать Донбассу особый статус и пытается решить вопрос в рамках обычной децентрализации.

Республики и российская сторона требуют, чтобы в 133-й статье Конституции Украины Донецкая и Луганская области были перечислены среди прочих регионов как отдельные районы с особым статусом, однако в украинском проекте этих слов нет.

Девятый пункт, касающийся восстановления полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины, также трудновыполним. Экономическая и военная помощь, поступающая со стороны России, действительно жизненно важна для республик, поэтому, если границу будет контролировать украинская сторона, она получит право распоряжаться жизнью и смертью.

И наоборот, Украине сложно выполнять условия соглашения до тех пор, пока с российской стороны солдаты и оружие могут свободно пересекать границу.

Этот и десятый пункт о выводе всех иностранных вооруженных формирований, военной техники, а также наемников с территории Украины украинские власти считают основными, поэтому напряжение между сторонами не спадает.

Таким образом, диалог между Украиной и республиками не развивается. При этом стороны не обеспокоены тем, что условия соглашения не выполняются. Именно Украина и республики занимают пассивную позицию в отношении минских соглашений.

Если эти соглашения будут выполняться, украинская сторона понесет следующие убытки.

Во-первых, если стороны придут к миру, Украина не сможет использовать риторику об агрессоре России. Велика вероятность, что в этом случае снизятся заинтересованность и объемы помощи со стороны международного сообщества.

Во-вторых, увеличится финансовое бремя. Украине придется выделять средства на социальные гарантии для трехмиллионного населения республик, выплату зарплат государственным служащим и восстановление инфраструктуры. До начала конфликта Донбасс тянул на себе украинскую тяжелую промышленность, однако сейчас оборудование безнадежно устарело, предприятия не приносят прибыли, поэтому они не представляют прежней экономической ценности.

В-третьих, Украина получит антиукраинский электорат. Пенсионеры, составляющие 40% населения Донбасса, находятся под серьезным влиянием пропаганды со стороны России и республик. Поэтому они представляют опасность для действующих властей Украины, которых устраивает их географическая отчужденность.

В-четвертых, существует вероятность, что если Донбассу будет присвоен особый статус, другие украинские регионы могут обратиться к Киеву с такими же требованиями. В условиях нынешней политической ситуации на Украине конституционные реформы трудноосуществимы.

Парламентская коалиция Арсения Яценюка распалась, поэтому на данный момент сложно обеспечить 300 голосов, которые необходимы для внесения поправок в Конституцию. При этом большинство украинцев не поддерживают минские соглашения. По результатам проведенного в феврале социологического исследования, только 22,6% опрошенных назвали минские соглашения способом урегулирования конфликта на востоке. За военное урегулирование выступило 29,9%.

При этом увеличилось количество тех, кто выступает за то, чтобы отделить Донбасс от Украины. Россия не намерена признавать суверенитет республик или включать их в свой состав, поэтому ей проще оставить все как есть.

Руководство республик также не проявляет энтузиазма в отношении минских соглашений. Велика вероятность, что с окончанием войны резко сократится и российская помощь. Кроме того, если вернутся беженцы, вырастут административные расходы руководства республик.

Если украинская сторона начнет выплачивать жителям областей пенсии и зарплаты, это будет положительным поворотом, однако в настоящий момент финансами и энергетикой регион обеспечивает Россия, благодаря чему расходы на коммунальные услуги невелики.

Дешевизна коммунальных услуг - это то, чем руководители республик оправдывает свою власть. Они лишатся этого козыря, если Украина снова возьмет на себя эти обязанности.

Украина и Донбасс также похожи тем, что они пытаются найти свое предназначение в международной политике. Украина скорее борется не с сепаратистами, а с Россией, которая покушается на европейскую цивилизацию. В свою очередь, ЛНР и ДНР воюют с США, которые стремятся к однополярному миру, управляя фашистской властью в Киеве.

Украина и республики не влияют на выполнение минских соглашений

Вне зависимости от стремлений Украины и республик западные страны и Россия надеются на то, что выполнение минских соглашений будет способствовать смягчению экономических санкций, поэтому они пытаются урегулировать ситуацию своими силами.

В январе 2016 года в Калининграде прошли переговоры между помощником госсекретаря США Викторией Нуланд (Victoria Nuland) и помощником президента РФ Владиславом Сурковым, что шокировало украинские власти, поскольку они не были извещены о них заранее.

После этого Сурков отправился в Донецк, где провел переговоры с руководством республик.

Содержание переговоров неизвестно, однако после визита Суркова произошли некоторые изменения.

Во-первых, возобновился обмен пленными. Также усилился контроль внутри республик.

В конце января неизвестные пытались взорвать памятник Ленину в Донбассе, после чего прошли демонстративные аресты известных «проукраинских» граждан.

Среди них оказались представители НКО, которые занимались оказанием гуманитарной помощи, видные профессоры университетов, а также интеллигенция. В основном противники республик уже покинули Донбасс, однако чистки начались среди граждан, которые без энтузиазма относятся к нынешней власти.

Более того, начали постепенно отстранять военачальников, которые пользовались привилегиями в ходе столкновений с украинскими войсками. В связи с покушениями им приходится покидать регион.

Подобной деятельностью руководит ФСБ. Ее цель состоит в том, чтобы сдержать силы, которых не устраивают минские соглашения, и одновременно в преддверии региональных выборов полностью избавиться от факторов, которые могут стать причиной недовольства.

В результате, на данный момент руководство республик состоит только из преданных Кремлю людей.

США, продолжающие осуществлять финансовые вливания в Украину, также не сдаются. Они проводят такую политику, которая приведет к выполнению минских соглашений.

16 февраля сложилась странная ситуация: партия президента Порошенко подняла вопрос о выражении недоверия Яценюку, однако вотум недоверия не набрал необходимое количество голосов.

Деле в том, что накануне в ходе телефонного разговора вице-президент США Джо Байден (Joe Biden) не поддержал это предложение, поэтому Порошенко приказал депутатам своей партии голосовать против.

Скорее всего, президент Порошенко хотел назначить следующим премьером министра финансов Украины Наталью Яресько (бывшую гражданку США).

Поскольку Яресько никак не связана с олигархами и региональными «феодалами», она подходит для этой должности с точки зрения искоренения коррупции. Глава Украины посчитал, что ее кандидатура устроит Вашингтон.

Тем не менее США сделали выбор в пользу действующего кабинета. По этим же причинам снизилась вероятность роспуска парламента. Дело в том, что могут появиться партии, которые выступят за отмену минских соглашений. Или же новые коалиции и кабинет могут изменить предыдущие решения. Я не сомневаюсь в том, что Порошенко просто исполнил волю Соединенных Штатов.

Президент Путин подчеркнул, что выполнение минских соглашений зависит от действий украинской стороны. Он часто критикует украинскую сторону за саботаж, и это правильно.

Дело в том, что в то время, как республики исполняют волю Кремля, на Украине, где существуют выборы, сложно контролировать парламент. Чем больше времени уходит на выполнение минских соглашений, тем сложнее им следовать, поскольку парламенту и правительству приходится задумываться о предстоящих выборах.

Украина также обеспокоена предстоящими выборами в США. Если на выборах победит Дональд Трамп (Donald Trump), которому симпатизирует Путин, будущее американской политики в отношении Украины становится непредсказуемым.

И наоборот, в случае победы Хиллари Клинтон (Hillary Clinton) можно надеяться на то, что проукраинская политика Вашингтона сохранится. В начале 90-х годов муж Хиллари, президент Билл Клинтон, спас Украину, которая оказалась в международной изоляции в связи с проблемой ядерного оружия. Однако это не означает, что спустя 20 лет история повторится.

Часть украинской политической элиты слишком оптимистична: она считает, что Америка ее не оставит, поскольку она ведет праведную войну с агрессором Россией.

Тем не менее в международной политике есть немало примеров, когда сверхдержавы сами урегулировали ситуацию, игнорируя мнение непосредственных участников конфликта.
перевод ИноСМИ

геополитика, Украина, Япония, Новороссия

Previous post Next post
Up