1. Сделка года. Крупнейшей сделкой на российском медиарынке стала покупка российского сервиса бесплатных объявлений Avito (сейчас самый быстрорастущий сервис такого рода в мире) южноафриканским медиахолдингом Naspers. Он увеличил пакет в Avito c 17,4 до 67,9%. За дополнительные акции Naspers заплатил $1,2 млрд, а всю компанию оценил в $2,7 млрд - в 35 раз больше ее выручки за 2014 г. ($76,5 млн). Avito оценили лишь в 1,6 раза дешевле «Яндекса», хотя выручка поисковика на два порядка выше, чем у Avito, - 50,8 млрд руб. ($1,3 млрд) в 2014 г. Компания только ввела плату за размещение объявлений, а значит, ее доходы будут расти.
2. Будущая сделка года. "Русская медиагруппа" (РМГ), основной актив которой «Русское радио», оказалась в этом году в центре скандала. Летом основной владелец РМГ «ИФД Капиталъ» вдруг решил продать ее госпредприятию «Госконцерт». Выручка наследника советского монополиста - организатора концертов в 2013 г. составила 70 000 руб., и деньги на покупку (6-7 млрд руб.) он пытается занять у ВТБ. Банк обещает такой кредит предоставить. Многое стало ясно, когда выяснилось, что ФГУП представляет интересы основателя фонда «Федерация» и продюсера группы «Земляне» Владимира Киселева. Он пообещал президенту Владимиру Путину создать на базе РМГ «патриотический медиахолдинг». Хотя сделки еще нет, представитель ФГУПа и жена Киселева певица Елена Север сумели войти в совет директоров РМГ. А владельцы РМГ из совета вышли.
3. Проект года: «Матч ТВ». Российские телехолдинги несколько раз пытались сделать бесплатный спортивный канал. Каждый раз подход к снаряду оказывался неудачным. Дмитрий Чернышенко, бывший председатель Олимпийского комитета Сочи и гендиректор «Газпром-медиа», взялся за проект со спортивным азартом: заплатил ВГТРК 9 млрд за эфирную частоту и потратил больше 6 млрд руб. только на спортивные права в 2016 г. Вишенкой на торте стала генпродюсер канала Тина Канделаки, неизменно веселящая публику рассуждениями о спорте. Высокими рейтингами «Матч ТВ» пока похвастаться не может, а расходы на его запуск отобьются в лучшем случае через несколько лет. Хватит ли Чернышенко упорства и аппаратного веса, чтобы вытянуть такой проект? На фото - генеральный продюсер Тина Канделаки и олимпийская чемпионка по фигурному катанию, ведущая телеканала Татьяна Навка.
4. Судебный процесс года: «Яндекс» проигрывает Google битву за поиск с мобильных устройств в России. А так как люди все чаще пользуются мобильными устройствами, среди которых доминирует Android (принадлежит Google), то «Яндекс» теряет долю и на всем рынке поиска. Российская компания уверена, что это нечестное соревнование: Google, по ее мнению, запрещает производителям гаджетов на Android предустанавливать приложения конкурентов. «Яндекс» решил искать защиты у государства и пожаловался на Google в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Для рынка это невиданный процесс: никогда прежде российским чиновникам не приходилось вникать в технические тонкости распространения приложений в системе Android. В итоге ФАС встала на сторону «Яндекса», но точка в деле не поставлена - Google подал апелляцию. «Яндекс» тоже не остановился и подал жалобу в европейские антимонопольные органы, которые ведут аналогичное расследование в отношении Google.
5. Назначение года - Герман Клименко: под самый Новый год президент Владимир Путин устроил российскому интернету сюрприз и учредил в своей администрации новую должность - «советник по интернету». Заняться продвижением интересов интернет-отрасли среди чиновников он предложил Герману Клименко - основателю сервиса статистики Liveinternet. Кандидатура кажется неожиданной, но участники рынка давно сплетничали о близости Клименко к власти. А в этом году интернет-предприниматель стал председателем совета Института развития интернета (ИРИ) - лоббистской структуры, созданной при участии замруководителя администрации президента Вячеслава Володина. Сам Клименко в интервью «Ведомостям» особые отношения с властью отрицал.
6. Отставка года - Владимир Кулистиков: Кулистиков руководил НТВ больше 10 лет. Весной ему исполнилось 63 года, у топ-менеджера были явные проблемы со здоровьем, и со стороны казалось, что Кулистикову пора уходить. Но это со стороны. В реальности Кулистиков до последнего держал управление НТВ в железном кулаке. Эфир канала наполнялся все большим числом «трешевых» проектов, НТВ терял аудиторию, прежде всего молодую, - и вслед за этим доходы, но сам Кулистиков пользовался неизменным уважением руководителей других федеральных каналов и президента России Владимира Путина. В итоге июльская новость о его отставке стала одновременно долгожданной и крайне неожиданной для отрасли.