Киев готовится жить по парижскому времени

Sep 23, 2015 10:47

Каких итогов ждут на Украине от саммита "нормандской четверки".

На следующей неделе в Париже пройдут переговоры лидеров "нормандской четверки" (Россия, Украина, Франция, Германия), которые должны определить судьбу минского процесса по урегулированию конфликта на востоке Украины, антироссийских санкций и в целом обозначить вектор будущих отношений между РФ и Западом. "Ъ" в Киеве разбирался, с каким настроем идут на переговоры украинские власти, каких результатов они ждут от саммита и как представляют себе возможное урегулирование. Особенно в свете того, что вчера руководство самопровозглашенных ДНР и ЛНР обозначило готовность пойти на компромисс по ключевому вопросу о сроках проведения местных выборов, назвав даже конкретную дату - 21 февраля 2016 года.

То, что именно парижские переговоры Владимира Путина, Петра Порошенко, Франсуа Олланда и Ангелы Меркель станут решающими для мирного урегулирования на востоке Украины, признавали практически все киевские собеседники "Ъ". "Впервые за долгое время появилась надежда, что на переговорах удастся достичь реального прогресса",- говорит "Ъ" политолог Виктор Уколов, близкий к администрации президента Порошенко.



Мирный процесс уперся в местные выборы
Прогрессом, по мнению господина Уколова, было бы решение вопроса, который на сегодня стал главным камнем преткновения,- отложить выборы в местные органы власти в ДНР и ЛНР (в Донецке они должны пройти 18 октября, а в Луганске - 1 ноября, в то время как на территории остальной Украины голосование назначено на 25 октября), а впоследствии провести их в соответствии с украинским законодательством. Это один из ключевых сюжетов, вокруг которых, по данным источников "Ъ" и в Киеве, и в Москве, и в западных столицах, ведутся основные дискуссии в преддверии саммита 2 октября в Париже.

Вчера обозначились контуры возможного решения. Представители ДНР и ЛНР в контактной группе Денис Пушилин и Владислав Дейнего допустили возможность проведения местных выборов 21 февраля 2016 года. По словам господина Дейнего, самопровозглашенные республики "подготовили план-график с адекватными сроками выполнения" каждого пункта политической части минских соглашений. И разработан этот документ "исходя из действующего законодательства Украины", а также норм ОБСЕ.

При этом и от проведения голосования 18 октября и 1 ноября власти ДНР о ЛНР пока не отказываются. Денис Пушилин назвал их "первым этапом" избирательного процесса, который должен завершиться "следующим этапом" - как раз 21 февраля. Первый этап, однако, может стать весьма ограниченным, почти символическим: в ЛНР, например, 1 ноября планируется избрать глав лишь 14 районов, тогда как "субъектов местного самоуправления" всего около 300. Очевидно, что и это не окончательная позиция - по мере приближения саммита стороны будут вести ожесточенный торг и мучительно согласовывать позиции. И решающее слово, по всей видимости, в какой-то момент скажет Россия.

"Для нас вопрос местных выборов в Донецке и Луганске - лакмусовая бумажка, которая показывает, насколько добросовестно Москва относится к выполнению своих обязательств в рамках минского процесса",- объясняет "Ъ" дипломат, представляющий одну из ключевых стран ЕС.

"Мы уверены, что при желании Россия может повлиять на лидеров Донецка и Луганска, убедив этих людей отказаться проводить выборы по собственным правилам и провести их по украинским, как того требуют минские соглашения,- продолжает собеседник "Ъ".- И если Москва не проявит такого стремления, это будет расценено как демонстративный шаг, как вызов. В таком случае нам будет трудно найти аргументы в дискуссиях с теми членами ЕС, которые требуют усиления санкций".

Власти России, в свою очередь, надеются убедить Запад, что именно Киев несет ответственность за разногласия по вопросу местных выборов. Аргументация Москвы такова: отказавшись обсуждать выборы с нынешними представителями Донецка и Луганска, как предусмотрено минскими соглашениями, Киев вообще запретил проведение голосования 25 октября в "отдельных районах" Донецкой и Луганской областей. Кроме того, в Москве напоминают, что в соответствии с минскими соглашениями местные выборы в Донбассе должны проводиться не только по украинским законам, но и с учетом закона Украины "О временном порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей".

Этот документ, в частности, предусматривает амнистию - "освобождение от наказания, преследования и дискриминации лиц, связанных с событиями в отдельных районах Донецкой и Луганской областей" (согласно украинскому законодательству, неамнистированный человек не может участвовать в выборах). Кроме того, в законе сказано о праве на языковое самоопределение, что, в отличие от общеукраинского законодательства, дает возможность распространять политическую рекламу на русском языке. Однако власти Украины еще в марте решили заморозить этот закон (см. "Ъ" от 7 сентября). Если ДНР и ЛНР согласятся на перенос выборов, Киеву придется вводить этот закон в действие, вносить поправки в собственное избирательное законодательство и направлять официальное приглашение наблюдателям от ОБСЕ. Если же украинские власти на это не пойдут, оказывать давление Запад будет уже на них.

Давление во благо
Собеседники "Ъ" в украинской столице признают, что в последнее время Запад и так резко усилил нажим и на Киев, подталкивая его к реализации своей части минских договоренностей. "Визит Виктории Нуланд (помощник госсекретаря США, отвечающая за Украину.- "Ъ") накануне голосования в Верховной раде конституционных поправок в части децентрализации стал для нас полной неожиданностью",- признается "Ъ" сотрудник администрации Петра Порошенко. И прогнозирует: успех переговоров в Париже будет во многом зависеть от того, в какой степени лидеры Франции и Германии станут оказывать давление на своих собеседников и в первую очередь - на президента Украины.

"Сегодня глава государства занимает весьма жесткие позиции,- говорит "Ъ" Александр Черненко, депутат Рады от "Блока Петра Порошенко" (БПП).- Он четко заявил, что проведение сепаратистами выборов в Донбассе будет означать срыв минских договоренностей, и это дает Украине основания дезавуировать взятые на себя ранее обязательства. Будут отозваны конституционные поправки об особом статусе отдельных регионов Донецкой и Луганской областей, не будет никакой амнистии для боевиков. Властям не потребуется принимать решения, которые вызывали возмущение части общества, создавали президенту массу внутриполитических проблем".

"Срыв минских соглашений в Киеве воспримут как облегчение - слишком многих болезненных уступок удастся в этом случае избежать,- признается господин Черненко.- Давление на президента со стороны радикальных сил снизится. К тому же вину за срыв мирного процесса Запад, скорее всего, возложит на Россию. А значит, ее ждут новые санкции, дальнейшее ослабление экономики. И в итоге через какое-то время ее руководству станет просто не до Донбасса".

Цель - подвести Москву под санкции
Примерно в таком ключе рассуждали многие киевские собеседники "Ъ". Их логика примерно такова: минские соглашения пользу Украине уже принесли. Они позволили остановить конфликт именно в тот момент, когда он складывался неблагоприятно для Киева. Фронт стабилизировался, Мариуполь и Славянск остались под контролем украинской армии, обмен основной частью пленных произошел, даже обстрелы с некоторых пор почти прекратились.

А дальше начинается уже неприятная часть - политические уступки, которые, как убеждены многие на Украине, были навязаны Киеву под давлением Москвы и ведут к ослаблению украинского государства. Самое время под тем или иным предлогом свернуть минский процесс и не доводить дело до децентрализации и других опасных экспериментов. Главное - изящно и грамотно провести необходимую дипломатическую работу, чтобы у западных партнеров не появилось сомнений в доброй воле и надежности Украины, чтобы единственным нарушителем минских соглашений ЕС и США признали Москву.

"Цель Украины предельно проста,- откровенно объясняет "Ъ" эксперт киевского Института евроатлантического сотрудничества Владимир Горбач.- Мы выполняем некоторую часть минских соглашений и добиваемся того, чтобы их сорвала Москва, тем самым подставившись под новые санкции".

Впрочем, западные собеседники заверили "Ъ", что маневр Киева им понятен и что Берлин и Париж на уловку не поддадутся - но лишь в том случае, если Москва согласится пройти свою часть пути и согласится на перенос донецко-луганских выборов. По словам дипломатического источника "Ъ" в одной из ключевых стран ЕС, в этом случае мяч окажется уже на украинской стороне и Киеву "непросто будет отказаться от реализации политической части договоренностей".

Продление Минска
Еще одна позиция, в отстаивании которой Петр Порошенко проявляет жесткость,- сроки реализации минских соглашений. Президент настаивает, что период их действия строго ограничен 2015 годом. И что до его окончания должны быть выполнены все пункты мирного плана - особое значение Украина придает выводу из Донбасса иностранных войск и восстановлению контроля над границей с РФ на всем ее протяжении.

Впрочем, собеседники "Ъ" в Киеве дают понять, что этот пункт в итоге может стать предметом торга. В случае если Запад "проведет определенную работу", Петр Порошенко может согласиться на продление срока действия минских соглашений - например, до середины 2016 года. Еще один вопрос, по которому Киев теоретически может пойти на уступки, касается обеспечения контроля над границей между Россией и республиками Донбасса. По данным источников "Ъ", президент Порошенко может согласиться на то, чтобы пункты перехода находились под контролем миссии ОБСЕ, а не украинских пограничников.

Таким образом, вероятная схема соглашения в Париже может быть такой. В обмен на уступки Киева по вопросам границы и сроков реализации минских договоренностей Россия соглашается "убедить" ДНР и ЛНР перенести местные выборы на 2016 год и провести их в соответствии с украинским законодательством. Конечно, не в полной мере - в этом смысле ни у кого в Киеве иллюзий нет. Трудно себе представить, что, например, лидер Радикальной партии Олег Ляшко или активисты спонсируемого Игорем Коломойским объединения "Укроп" смогут беспрепятственно проводить избирательную кампанию в Горловке или Енакиево. Но здесь важен сам принцип, формальное признание со стороны Донецка и Луганска украинской юрисдикции. "Для меня личным маркером будет то, смогу ли я поехать на выборы в Донецк или Луганск в качестве наблюдателя",- говорит "Ъ" депутат Рады от БПП Александр Черненко.

Цели и задачи России
Впрочем, по данным источников "Ъ" в российской столице, у Москвы есть и политические требования, удовлетворить которые украинская сторона пока категорически отказывается. Одно из них - необходимость прямых переговоров между Киевом и нынешними лидерами ДНР и ЛНР Александром Захарченко и Игорем Плотницким. Именно эти люди, как напоминают в Москве, подписывали минские соглашения в феврале, и игнорировать их недопустимо. Тем более что документы с их подписями были одобрены Совбезом ООН. В Киеве возражают, что оба руководителя непризнанных республик - "преступники и террористы". Разговаривать украинские власти готовы только с теми политиками, которые придут к власти в Донецке и Луганске в результате проведения там "правильных" выборов. При этом собеседники "Ъ" из киевских властных структур допускают, что такие люди, как представитель ДНР на переговорах контактной группы Денис Пушилин ("политик, а не боевик"), могут попасть под амнистию и быть приняты в качестве партнеров по диалогу.

Есть у Москвы и ряд пожеланий к западным партнерам, без выполнения которых трудно будет рассчитывать на прогресс в ходе саммита. Одно из ключевых - гарантии отмены хотя бы части санкций в случае, если Москва пойдет на существенные уступки по урегулированию в Донбассе. "Нам нужны конкретные, публичные заявления на этот счет. Чтобы не произошло так, что мы пройдем свою часть пути, а нам потом скажут: все санкции остаются в силе, они будут отменены только после возвращения Крыма. Или привяжут санкции к итогам расследования по малайзийскому "Боингу"",- делится с "Ъ" российский дипломатический источник. В свою очередь, Москва, по его данным, может согласиться на размещение в Донбассе международных миротворческих сил, а также взять на себя выполнение части социальных обязательств перед жителями нынешних ДНР и ЛНР.

Радикализация армии
"Не исключено, что некоторые договоренности, которые будут достигнуты в Париже, лидеры "нормандской четверки" не станут проговаривать вслух,- предупреждает собеседник "Ъ" в администрации Петра Порошенко.- И сделано это будет по нашим внутриполитическим причинам - президент испытывает колоссальное давление со стороны радикалов и не захочет давать им повод упрекать власть в чрезмерных уступках. Так что на какое-то время может потребоваться тактическая пауза".

Чем вызвана необходимость "тактической паузы", "Ъ" объяснил близкий к команде украинского президента политолог Виктор Уколов: "Приближаются два знаковых события - местные выборы 25 октября и день защитника Украины 14 октября, когда националисты традиционно проводят в Киеве и других городах факельные шествия. Сейчас между властью и радикалами и так конфликт, нельзя давать им дополнительный повод обвинять президента в чрезмерных уступках. В стране и без того напряженная обстановка, это надо учитывать".

Ссылки на "напряженную обстановку" и на активизацию националистических сил корреспондентам "Ъ" в Киеве приходилось слышать неоднократно. Одни собеседники "Ъ" обвиняют в нагнетании ситуации олигархов, в первую очередь Игоря Коломойского. Другие по традиции видят "российский след", напоминая, что националистическое объединение "Свобода" в свое время финансировалось людьми из окружения Виктора Януковича, которые сейчас переселились в Москву. Третьи (в основном это те, кто недоволен нынешними властями и не приветствовал Майдан) считают, что радикалы из запрещенного в РФ "Правого сектора" и добровольческих батальонов вышли из-под контроля и стали самостоятельной силой, пытающейся навязать обществу свои идеалы.

"Все очень напуганы",- говорит "Ъ" депутат Одесского городского совета игуменья Серафима, настоятельница Свято-Архангело-Михайловского монастыря. Она часто бывает в Киеве, общается со многими политиками и в последнее время ощущает у них "явную нервозность". "Боюсь, что радикалы сумеют раскачать ситуацию и устроить нам третий Майдан,- признается она "Ъ".- Главная опасность - десятки тысяч солдат, которые сейчас находятся на фронте, где подвергаются воздействию пропаганды таких людей, как Ярош (лидер "Правого сектора" Дмитрий Ярош.- "Ъ") и Билецкий (бывший командир добровольческого батальона "Азов" Андрей Билецкий.- "Ъ"). В какой-то мере повторяется ситуация, когда в годы Первой мировой войны солдаты в окопах становились жертвами большевистской пропаганды. Недовольство властью растет. И есть угроза, что поздней осенью или зимой радикалы попытаются поднять армию и повести ее на Киев".

Те же тревоги разделяет собеседник "Ъ" в администрации президента Украины. "В "Правом секторе" не так уж много бойцов. Но с другой стороны, много ли надо людей, чтобы развязать гражданскую войну?" - задает он риторический вопрос.

В столь взрывоопасной ситуации любые серьезные уступки в Париже могут дорого стоить Петру Порошенко, которого и так обвиняют в слишком мягкой политике и чуть ли не в предательстве. "Многие у нас исповедуют принцип "не забудем - не простим". Патриотические силы не согласятся с таким вариантом урегулирования, который подразумевал бы легализацию тех, против кого они воевали в Донбассе. Наши патриоты гораздо легче могут принять вариант замороженного конфликта, чем воссоединение в едином государстве с лидерами сепаратистов",- говорит "Ъ" Владимир Горбач из Института евроатлантического сотрудничества.

"Замороженный" Донбасс
Это словосочетание - "замороженный конфликт" - всплывало практически в каждом разговоре. Многие украинские собеседники "Ъ" считают такой вариант наименьшим злом. "Возобновление войны, как того требуют горячие головы у нас, крайне опасно. Не стоит забывать, что Захарченко (лидер ДНР Александр Захарченко.- "Ъ") требует контроля над всем Донбассом, а не над его частью. И в случае возобновления боевых действий Россия может помочь ему добиться этих целей. И что мы от этого выиграем?" - предостерегает в беседе с "Ъ" бывший начальник следственного управления Службы безопасности Украины генерал-майор Василий Вовк.

С тем, что сценарий "замороженного конфликта" украинские власти не пугает, согласен и источник "Ъ" в администрации президента Порошенко. "В Киеве с этой мыслью уже смирились. Но Запад с таким вариантом едва ли согласится. Французам и немцам надоела нынешняя ситуация постоянного напряжения, они хотят прорыва, они будут жестко давить и на нас, и на Россию",- прогнозирует собеседник "Ъ".

О давлении со стороны Парижа и Берлина говорил "Ъ" и дипломат, представляющий одну из ключевых стран ЕС. По его словам, у России и Украины остался едва ли не последний шанс воспользоваться европейским посредничеством. "Со временем интерес Европы к российско-украинским делам будет спадать. У нас масса своих проблем - и кризис с беженцами, и Греция, и джихадисты на Ближнем Востоке, и референдум в Великобритании о выходе из ЕС. Если парижский саммит провалится, европейцы могут прекратить попытки помочь в разрешении конфликта. Кто тогда станет посредником? Американцы? Едва ли в Москве это вызовет восторг,- говорит собеседник "Ъ" и после паузы добавляет: - Тогда конфликт растянется на годы. И санкции, естественно, останутся в силе".

ЕС, Украина, США, санкции, внешняя политика, Новороссия

Previous post Next post
Up