С недавних пор госпоже Инь не давала покоя философская категория творчества. Что сопутствует рождению будущего шедевра, как зажечь божественный огонь Творения и кто они - эти загадочные творческие личности? Они все время что-нибудь придумывают, чего не было раньше, и у них есть неповторимый индивидуальный почерк.
То есть в каждую эпоху нечто, что условно можно назвать Духом времени, выбирает счастливчика и проходит сквозь него, наподобие разряда молнии, оставаясь запечатленным в материале. Если материал - это камень или полотно или металл, то есть что-то вещественное, тогда оно становится излучателем, это понятно. А если это музыка? Она остается формой непосредственно в человеческой душе и живет в сообществе людей, пока они воспроизводят эту форму. Ну и конечно с начала времен существуют авторитетные критики и ценители, мнение которых служит всем остальным системой координат. Недостаточно энергичные, чтобы создать, достаточно тонкие, чтобы почувствовать.
Но ведь искра по определению естественно присуща всем и каждому, почему же в некоторых избранных она горит так ярко? Где заканчивается Творец и начинается Ремесленник - неужели все определяет набор хромосом?
Госпожа Инь не нашла ответа в гугле и отправилась в реальный мир с вопросом, правомерно ли назвать творчеством детские каракули, бабулины оладьи или автограф на стене (досуг сантехника Форточкина). Где мистер Янг велел застрелить сантехника, чтобы не портил стен, и обратиться к классикам.
И послушала она, и обратилась, и в тот же час предстал пред ней в белых одеждах классик Аристотель, и разделил он все науки на три большие группы, или категории: теоретические (умозрительные), практические (производительные) и творческие (созидательные). К первым отнес философию, математику и физику; ко вторым - этику и политику, а к третьим - искусства, ремесла и прикладные науки. И сказал, что в иерархии наук философия исследует то, что наиболее достойно познания, первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное (Met. I 2, 982 b 3). И что созерцательная жизнь, bios theöretikos, чуждая корысти и выгоды, является высшей формой духовно-творческой деятельности и приближает человека к чистому блаженству, которое в полной мере доступно лишь богам.
Сей благородный муж произвел на госпожу Инь сильнейшее впечатление, и хотя его ответ не сделал природу творчества понятней, она изо всех сил постаралась приблизиться к божественному созерцанию, раз уж не получилось ничего достойного создать. А еще она подумала, что, должно быть, природе Аристотеля размышлять было ближе, чем к примеру ваять из мрамора или выковать лезвие меча, и таким образом взойти в высокую страну бессмертных...