223 года назад, 12 (25) марта 1798 г. император Павел подписал именной указ Синоду "О дозволении жительствующим в Нижегородской Епархии старообрядцам иметь у себя церковь и особенных Священников". Издан он был в ответ на ходатайство прихожан Свято-Духовской старообрядческой церкви Нижнего Новгорода в количестве около тысячи, в котором они выражали желание получить «благословенных священников» и прилагали 14 пунктов условного соединения с канонической Церковью.
Вот полный текст царского указа: "Рассмотрев доклад, поднесенный Нам от Синода по представлению в оный Епископа Нижегородского, Повелеваем: жительствующим в тамошней Епархии старообрядцам позволить иметь у себя церковь и особенных Священников рукоположенных от Епархияльного Архиерея. Для отправления службы Божией по старопечатным книгам, сходственно с представлением помянутого Епископа, которого собственному усмотрению предоставить и исправление тех священников в случае каких-либо учиненных ими преступлений, духовной эпитимии подлежащих. На сем основании Синод может равномерное дозволение давать и по другим Епархиям, когда из оных вступать будут впредь подобные о старообрядцах представления или прошения".
Этот указ явился важной вехой в политике российского государства в отношении староверов. Ему предшествовали частные разрешения раскольникам строить церкви у чумных кладбищ Москвы и в Екатеринославской губернии, дарованные Екатериной II, а последовало введение института единоверия в 1800-м.
Вообще, русские императоры, начиная с Екатерины II прилагали максимум усилий для преодоления раскола и интеграции староверов в российское государство вопреки расхожим представлениям о том, что Гольштейн-Готторп-Романовы якобы "угнетали всё русское". Не угнетали, а пытались исправить то, что наворотили царь Алексей Тишайший с патриархом Никоном и протопопом Аввакумом.
Таким образом, за 100 лет позиция правительства и Синода прошла путь от жесточайших "12 статей" царевны Софьи до фактической легализации адептов старых обрядов и возможности инкорпорирования их во всероссийскую Церковь. Окончательно дискриминация старообрядцев будет упразднена императором Николаем II, с которого начнётся эпоха расцвета старообрядчества. Но недолгая...