Что было бы не вернись Крым в Россию

Mar 20, 2020 12:18

Попробуем вместе с экспертами представить судьбу полуострова и его жителей, останься они на Украине. В самом деле - что тогда было бы?

Военный эксперт Владислав Шурыгин уверен, что Севастополь прекратил бы быть военно-морского флота России.

«Черноморский флот России, возможно, и числился бы формально как базирующийся в Севастополе, но его дни были бы сочтены. Украина наверняка бы сразу после майдана разорвала пролонгированный Януковичем «договор о дружбе» и права на пребывание нашего флота в Крыму. Мы были бы вынуждены это съесть. В лучшем случае у нас остались бы в Крыму пара причалов да номинальный «штаб флота». Остальной бы флот был вынужден «пересесть» в Новороссийск. А страна бы тратила миллиарды, пытаясь построить базу флота там, где это почти невозможно сделать.




А к сегодняшнему моменту в Крыму наверняка уже была бы база НАТО. Если не военно-морская, то авиационная, это точно. Попытки военных кораблей США зайти в Крым были постоянно еще с начала 2000-х. Местные жители их, как могли, отгоняли своими протестами. Но параллельно с этим шли постоянные переговоры между НАТО, США и Украиной. Даже при Януковиче, который программу с НАТО «Партнерство во имя мира» и не думал сворачивать, а «партнеры» все время просили у Украины пункт базирования в Крыму.

Кроме того, Черноморский флот мог бы оказаться после майдана в эпицентре кровавой войны. И если бы флот самоизолировался, охраняя самого себя, Украина быстро придавила бы «русскую весну», завезя «поездами дружбы» в Крым националистов. Прорусская община была бы жестко ликвидирована - как это случилось в Одессе или Харькове... А если бы флот принял участие в «русской весне», Крым, скорее всего, стал бы независимым, но только после большой войны. Слишком много в Крыму было украинских военных частей»

Войны в Донбассе нельзя было избежать, уверен журналист Дмитрий Стешин, и Крым тут не при чем.

«Из России сложно оценить, как и сколько лет подряд унижали Донбасс киевские власти. Это ненормально, когда в регионе, где 99% населения говорят на русском языке, существовал лишь один русскоязычный региональный телеканал. Эпитеты «колорады» и «ватники» появились не на пустом месте, для них славно унавозили почву в Киеве с трибун Верховной рады. Пассионарный взрыв Донбасса был неминуем. Да, Крым своим примером оказал влияние на настроения в Донбассе весной 2014-го, но не главное. И, разумеется, крымские добровольцы участвовали в восстании в Донбассе, но их было меньше 10%. Скорее всего, если бы воссоединения Крыма с Россией не случилось, полуостров начали бы зачищать от «русского духа» первым, демонстративно. И ход волнений в Донбассе был бы совсем иным, более интенсивным. И вряд ли Украина бы вывезла гражданскую войну на два фронта, поэтому действовала бы с предельной жестокостью.

У восставших не было бы надежд на то, что Россия вот-вот вмешается. Что кто-то сделает все за Донбасс, как думали и надеялись многие в 2014-м. Мне показалось тогда в Донецке, Луганске, Славянске, что эти ожидания сбили накал восстания, дав надежду отсидеться в тепле. Но кровь пролилась бы в любом случае, Украина это наглядно всем показала».

Крым прекратил бы своё существование как популярный курорт, считает крымский политолог Владимир Джаралла.

«Скорее всего, мы бы с вами сейчас так просто не разговаривали. Противостояние в Крыму должно было закончиться выявлением и зачисткой Киевом всех недовольных, всех активистов. Вы видели, как это происходило в других регионах. В Киеве тогда очень быстро принимали решения. Крым ждала кровавая баня. А после зачистки Крым прервал бы все свои «особые» отношения с Россией - все гуманитарные контакты и отношения с Черноморским флотом. Я все это наблюдал еще после первого, «оранжевого» госпереворота в 2004-м. Я видел, как Украина работает, как пытается проводить в Крыму пропагандистские кампании «за НАТО», сколько на это тратилось денег и как они проваливались с треском из-за пророссийских настроений крымчан. Так что оставался только силовой вариант подавления.

Неизбежно Крым вошел бы в «фазу нестабильности», а значит, перестал бы существовать как курортный регион. Для реабилитации Крыма как места отдыха потребовался бы десяток лет».

Санкций нельзя было избежать, по мнению экономиста Никиты Кричевского.

Оглушительного воздействия на нашу экономику западные санкции «за Крым» на самом деле не оказали. Их ввели для галочки, потому что «мировому прогрессивному сообществу» нужно было как-то отреагировать. Настоящие санкции были применены к Ирану - отказ от покупки его нефти и замораживание денег в западных банках. Если бы США и Европа заморозили наши деньги и отказались от наших нефти и газа, отключили бы нас от системы электронных платежей «Свифт», вот тогда нам было бы плохо.

Да, какие-то европейские компании теперь не могут работать в России. Да, были введены ограничения на ввоз сервисного оборудования для нефтегазовой отрасли. Последнее привело к тому, что, например, «Роснефть» уже две трети сервисных работ проводит на своем оборудовании и своими силами. До санкций доля экспорта в этой сфере была 60 - 65%. А теперь наоборот, и этим можно гордиться.

Сегодня мир настолько глобализирован, что легко и спокойно можно обойти любой запрет. Еще лет 40 назад это было невозможно, и СССР продавал газ в обмен на трубы. Нельзя забывать, что Запад сам заинтересован в торговле с нами. Только старается не злить дядю Сэма.

Зато санкции позволили нам заняться импортозамещением. В 2014-м порядка 40% продовольствия в России было импортным, теперь 23 - 24%. Единственное, что мы упустили в тот момент: уникальный шанс на волне сплочения нации провести масштабную реформу экономики.

В составе Украины инфраструктура Крыма продолжила бы деградацию, считает Владимир Джаралла.

«Люди в Крыму сейчас жалуются, что стоят в пробках, совершенно забыв две вещи. Стоят в пробках они, сидя в своих машинах. И главное - в Крыму идет ремонт дорог, чего на протяжении 30 лет не было. В Симферополе живут 500 тысяч человек, а машин зарегистрировано 340 тысяч, и большая часть этих машин куплена после 2014 года.

Еще один момент - появилась медицина. Украинская система здравоохранения была нацелена на получение денег. В случае тяжелой болезни было два выхода - самоубийство или разорение семьи. Российская медицина для крымчан оказалась приятной неожиданностью. Удивительным открытием стали и инфраструктурные проекты. Никто в Крыму не знал, как должен выглядеть современный аэропорт. И главное - Крымский мост, который показал, что госсистема России способна концентрироваться и решать, казалось бы, невыполнимые задачи.

Более взыскательный российский турист начал корректировать подход крымчан к курортному бизнесу. Примеры из личной жизни. Семья, построившая мини-отель по современным евронормам, этим летом получила первую прибыль и вложила ее в расширение бизнеса. Вторая семья, которая привыкла при Украине сдавать комнату на шестерых, как в фильме «Спортлото-82», впервые задумалась: что они делают не так? Пришло осознание - в тех условиях, которые были при Украине, никто больше отдыхать не хочет. Это тяжелое открытие».

Источник: КП

Россия и Запад, Русская весна, геополитика, Россия, Крым, русские рубежи, русские, Донбасс

Previous post Next post
Up