Принято считать, что Масленица - это древний языческий праздник, включенный Церковью в православный календарь. Мол, по этой причине на Масленицу едят блины - это символ весны и солнца. Все бы хорошо, только блины стали важным масленичным угощением не раньше XIX века. И вообще, вполне возможно, что якобы языческие корни Масленицы придумали в XIX веке на волне реконструкции славянской древности (тогда это модно), также как придумали, например, славянского бога солнца Ярило (его придумал Николай Римский-Корсаков.
Но одно можно утверждать уверенно: блины - никакой не символ солнца и не имеют отношения к языческим обрядам и их отголоскам. Во-первых, само слово «блинъ» фиксируется только в XV веке, а его старшая форма, «млинъ», - в XIV веке. Слово «Масленица» тоже позднее - XVI века, и это сокращение от «масленой недели». Во-вторых, на первый план среди масленичных угощений блины выдвинулись не раньше рубежа XVIII-XIX веков. Самым же популярным кушаньем на Масленицу долгое время был... хворост.
В «Домострое» (середина XVI века) читаем:
«А на масленицкой неделе ествы подают в столы. Хворосты, орехи, елцы, ядра, мисенное, шишки, сыры губчатые, молочи вареные, сыры сметанные сухие».
Блины здесь даже не упомянуты, хотя в остальном тексте они встречаются часто. Нет блинов и в описании масленичных блюд в «Словаре Академии Российской» (1789-1794), нет их и в «Записках и замечаниях о Сибири» (1837) Екатерины Алексеевны Авдеевой: «К Маслянице варят пиво и делают хво́росты; столы накрыты скатертями и уставлены конфектами, вареньями».
Собственно, блины появляются в ее же «Записках о старом и новом русском быте» (1842) как символ масленичных гуляний в Юрьеве (нынешнем Тарту) и в Курске, откуда Авдеева была родом. Но в более патриархальной, консервативной Сибири главным масленичным угощением долгое время оставался хворост. При этом Авдеева отмечает религиозность праздника - и пожилые, и молодые всю неделю ходят в церковь. Так что если Масленица имеет языческие корни, то они не осознавались нашими предками, а их педалирование - признак не древнего язычества, а современного неоязычества. Собственно, сами слова «блин» и «млин» - его более старая форма - появляются только в XV и XIV веках. Слово «масленица» - в XVI веке, как сокращение словосочетания «масленая неделя».
Впрочем, у Александра Пушкина в его бессмертном произведении «Евгений Онегин» мы можем прочесть следующее:
"Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины"
Кстати, «масленую неделю» называли еще «сырной» и «мясопустной». В наши дни часто забывают о том, что по православному календарю на Масленицу уже нельзя употреблять мясо, а вот молочные продукты, включая масло и сыр, разрешены. К масленице готовили вообще всякую сдобную выпечку, прежде всего пряженую - то есть жаренную в масле. Блины выдвинулись на первое место как максимально простое, разнообразное и, конечно, вкусное блюдо. Куда больше оснований быть символом Масленицы - у хвороста.
Источник:
https://zen.yandex.ru/media/saltmagazine/gotovim-samoe-glavnoe-maslenichnoe-ugoscenie-net-eto-ne-bliny-5e577cfa160a7155033e7c36?fbclid=IwAR0qdOCH6bllBsjHEoFe_8OjEazXe6-C6MFaA5jD49M5RK1d85FAxhNOtg0