Слышатся жалобы на наивность, банальность Властелина Колец. Вот, слишком уж всё понятно и предсказуемо: есть светлые, есть тёмные. Сражаются друг с другом. Ну, не бывает такого. В мире вообще всё по-другому. Нет "тёмных" и "светлых", есть разные стороны.
Люди Средиземья бы рассорились друг с другом, да ещё и сами продавали бы в Мордор оружие, чтобы нажиться на войне. А ещё каждый бы преследовал свою цель, свою выгоду, а не сражался бы ради какого-то абстрактного "добра". А ещё, вся эта "борьба за добро" приводит, как известно, к лагерям и геноциду - о "всеобщем благе" только злодеи и говорят. Вот это - реалии жизни. То, что мы по новостям видим. Или у Джорджа Мартина. Не то, что сказки про добро и зло.
Я не буду говорить: "Властелин Колец был первым и потому нам может показаться наивным". Или "Властелин Колец - это сказка, особенности жанра ругать глупо". Властелин Колец - это взрослая книга, и его актуальность и глубина не может нивелироваться никакими особенностями жанра или количеством прошедших десятилетий.
А что касается пресловутых реалий жизни, так они там все есть. Саруман, например, явно предоставил свои услуги, войска и оружие стороне, за которой видел силу и выгоду для себя. Причём, отводя от себя подозрения, он пустил слух, что Рохан поставляет коней армиям Мордора. В Изенгард никто не ходит, место таинственное. А вот Рохан у всех на слуху, легко представить, что их лояльность былым союзам несколько поугасла. Даже в Доме Элронда не знали, можно ли доверять всадникам.
А Боромир так жаждал возвращения славы своего народа, так хотел победно въехать в Мордор, выбить пинком двери Барад-Дура и вышвырнуть во тьму внешнюю Саурона, что был готов отобрать Кольцо у Фродо. Выросши в благородном Гондоре, он не жаждал Кольца для того, чтобы набить карман золотом и чтобы "жить как нравится и никогда не работать". Однако, он был готов отобрать его для своих целей, для славы своего королевства, своего рода, для скорейшего избавления от гнетущего страха перед Тёмным Властелином. И ради этого был готов рискнуть судьбами всего мира, прикрываясь красивыми словами.
А Саруман рассказывал Гендальфу, как он планирует изменить мир к лучшему. Как важно, чтобы Мудрые стояли во главе народов и могли вести их к величию, свету и всеобщим благам. Надо было только уничтожить недовольных и построить несколько исправительных лагерей для политических преступников. А дальше - светлое будущее.
Особенно, по-моему, трезвенность Толкиена являет глава "Осквернённая Хоббитония". В Шире - "реалии жизни" полным ходом. Делят всякие негодяи чужое имущество; бандиты гуляют, оправданные новыми законами. Маленькие дурачки хоббиты воображают, что это одному из них, некоему Лотто, в голову дурь ударила. Но кто кумекает, знает, что где-то там есть большой босс, крыша. Он-то и заправляет делами. И всякая шушера тут пускай играет во что хочет. Практически "Скотоферма" Оруэлла.
Приезжают какие-то путешественники, "окрылённые" какими-то делами из заморских стран. Добро там, зло, свет с тьмой, сражения великие... Добро пожаловать в реалии жизненные, вот вам. Часы заграничные снимайте, пожалуйте. Всё понял?
А Фродо отвечает: "Понял. Для начала я понял, что вы тут живете на отшибе и новостей не знаете. Ты с юга? Так на юге теперь совсем все иначе. С бандитами вроде тебя не сегодня завтра покончат. Черный Замок разрушен, в Гондоре
Государь на троне, и нынче ваш хозяин - всего-навсего жалкий нищий, мы его повстречали."
Мне кажется, кто считает Властелин Колец книгой, далёкой от жизни, очень грустно ошибается. Жизнь очень похожа на Властелин Колец. Есть зло и тьма. Есть добро и свет. И нет ничего в мире, не затронутого этой войной, не стоящего на одной или на другой стороне, сознательно или бессознательно (как мёртвый юноша-вастак, о котором размышлял Фродо).
Можно, конечно, говорить, что правда жизни в вещах поважнее. В том, чтобы продать побольше. Чтобы начальником на работе быть. Чтобы из любой воды сухеньким выйти. Чтобы красивые творческие штуки по жизни делать. А добро и зло - эт вещи абстрактные. Ну, они таковыми и останутся, пока выбор будет делаться обстоятельствами или кем-то другим. А в этом случае, это всегда будет Саруман или кто-то из его приспешников. Я думаю, на бой с Мордором можно выйти только сознательно. И до поля битвы надо ещё дойти из своей далёкой Хоббитании. Не выйдешь - значит либо переметнулся на сторону врага; либо твои попытки сделать что-то хорошее обречены погубить многих.
А что добра и зла нет - это всё сказки. Не будьте наивны.