Отель Чайна, три звезды. Турандот в театре им.Пушкина

Nov 20, 2010 01:32

 "Турандот", 19 ноября, театр им.Пушкина. Режиссер - Константин Богомолов. Андрей Сиротин, Виктор Вержбицкий, Александра Урсуляк.
Перед входом в театр нам, почти опоздавшим, тетенька-контроллер предложила поменять билеты у администратора на "места получше". Потому что "народу мало". Я, конечно, слышала, что с этого спектакля зрители уходят. Но что даже не приходят? В пятницу вечером, в театр в центре Мск, где идут кассовые "Тенор", "Бешеные деньги" и т.д? Ну ничего, мы знали, на что (вернее, на кого) шли, и экстрим нам в радость.

Турандот, сказка Гоцци. На сцене, как мы понимаем - Тартталья, Панталоне, Бригелла - 3 маски, 3 пионЭрки в форме "школьниц" из Тарантино. Нестройным детским хором запевают страшилки типа "маленький мальчик гранату нашел". "Падает, падает ядерный фугас". Ок. Пока нормально. Сразу подумалось, что сказка у Гоцци - жутковатая, на самом деле. И китайская принцесса - та еще "белоснежка" - казнить принцев и украшать их головами садик ...

А вот и принц. Большеглазый и нежный. Номер в гостинице "China", 3 звезды. Красивый черный гроб, за тонким занавесом - очередная казнь, скатывается очередная голова. Куда ж ты попал, мальчик? И главное - зачем? Сейчас выясним - к нему уже пришли три певуньи-"школьницы". Вопросы: кто, откуда. Вот и Достоевский. Первая встреча семьи Епанчиных с их странным гостем "из Швейцарии": горизонт, Неаполь ... Князь Мышкин, Лев Николаевич, "жил на свете рыцарь бедный". Рыцарь. Бедный. Любить и жалеть, не смотря ни на что.

А кто же у нас Турандот? Аглая Епанчина - честная и правильная, трогательный колючий ежик? Или Настасья Филипповна - грешная, несчастная и не менее трогательная? В принципе, обе "подходят". Оказывается, Настасья Филипповна, и "грех" ее - это не только и не столько порубленные принцы. "Вы горды, но несчастны оттого, что виновной себя считаете" - вроде так, да?

Перессказывать сюжет нет смысла: сказку все знают, а как ее мотивы и настроение пересекаются с "Идиотом" можно легко догадаться. Просто надо дополнить: отец принцессы император Альтоум "пересекается" и с Тоцким, и с Рогожиным - т.е. "вина", "грех" понятны. И понятна любовь - не любовь - жалость Бедного Рыцаря ("не любовью люблю"). И понятна любовь - не любовь - к чистому, лучшему из всех мужчине-"ребенку" ("он скажет - не виновата").

Поэтому перессказывать не буду, только - самые яркие впечатления.

Чудесный монолог из Достоевского о гильотине и смертной казни - Виктор Вержбицкий.

Монолог-письмо Турандот - Настасьи Филипповны - Александра Урсуляк.

И Андрей Сиротин. 
Офигенно обаятельный актер. Как он уплетал "мороженое из сирени" :) Как его "рыцарь бедный" угловато "семенил" мелкими шагами, и как его принц Калаф ловко, играя на равновесие, "опробовал" ступеньки не то к огромной трибуне, не то к помосту для казни. Как он всматривался в лица в зале. Как он корчился в припадке под оглушительный, рвущий уши и мозг, французский шансон. Как он несся по проходу зрительного зала, рассекая воздух "садовым ножом" :) И какая была офигительная, неловкая нежность к Турандот после сцены "обручения".

Зрители.
Я никогда еще не видела, чтобы зрители толпой уходили со спектакля. В этом был один замечательный момент: это когда перед нами враз опустел целый ряд, до этого занятый бабульками. Бабулек сорвало с мест, когда "пионЭрки" затянули во второй раз "Спи моя радость усни, в морге погасли огни" - это стало последней каплей :) И это было замечательно во первых, потому что стало гораздо лучше видно, а во-вторых и в главных, прекратился бесконечный возмущенный бубнеж, который раздражал до одури.
Честно, мне не понятна такая реакция зрителей. Ничего экстремального я в спектакле не увидела. Не мэйнстрим, конечно, но и не бог весть какая жесть. Скучно точно не было. Это - не трудный, вполне внятный спектакль. Мне, кстати, было ужасно скучно на другом спектакле г-на Богомолова: в МХТ на "Женитьбе Фигаро", несмотря на богатые костюмы, пряничные декорации, а также Табакова и Безрукова в главных ролях. Скучно и все. А здесь - интересно.

Может быть, дело - в названии? Не готовы люди к такой "Турандот"? А если бы назвали спектакль "Идиот"?

Или этот спектакль - просто не для больших залов? К спектаклям на малых (неосновных) сценах зрители относятся соответственно, онм готовы увидеть "другой" театр. Во всяком случае, та треть (или чуть меньше) партера, что устроила недолгую стоячую овацию после спектакля, вполне бы заполнила нормальный малый зал.

Андрей Сиротин, театр

Previous post Next post
Up