Желание увидеть молодых артистов балета Ивана Васильева и Наталью Осипову все-таки привело меня в Большой, во второй раз за год и - через 15 лет после последнего похода в этот храм искусства. Сомнения появились, когда, прошерстив на сайте театра афишу на сентябрь-октябрь, поняла, что смотреть придется "Баядерку". Не самый любимый классический балет: длинный, помпезный, обильный как жирный шоколадный торт, в слоях которого утопает жестокая любоФФь персонажей из древне-индийской виртуальной реальности.
Все, что я помню из пионерского детства: это балет, в котором надо пережить 2 часа дивертисмента, стилизованных танцев жриц-жрецов-негров-дикарей с кувшинами-барабанами-факелами, чтобы наконец дождаться третьего акта - теней. И тогда - вот он, балет, строгая, одухотворенная красота. Но, если Васильева я в любом случае "запланировала" на ноябрь (Спартак), то увидеть обоих в одном спектакле в этом году ... а если это был единственный шанс? Итак, Осипова - Никия, Васильев - Солор, как бонус - третья вершина любовного треугольника (Гамзатти) - еще одна молодая балерина Екатерина Крысанова. В качестве "свежей головы" к совместному культпоходу был принужден подопытный, ни разу не бывший "на балете" :-)
Началось - как "тогда", и как 100 лет назад - храм, жертвенник, жрицы ... А потом случилось кое-что интересное. Свидание Никии и Солора. Настоящая влюбленность - рядом с картонным кострищем и рисованными стенами. И сразу условные "персонажи" стали живыми людьми: просто юные парень и девушка, любят, ага :-) В драматическом театре это называют модным термином "химия", я не знаю как это называется у балетных. Но в этом дуэте эту самую "химию" можно черпать горстями :-). Правда, нежности пары влюбленных не произвели впечатления на моего подопытного - он уже тихонько дремал. Ну ничего, подумала я - будут тебе еще ... барабаны, и поэтому болевой прием локтем решила приберечь :-).
Дальше началось неминуемое - тягучий парад жриц-танцовщиц-жрецов-негров-дикарей. И только одна сюжетная сцена: "разборки" Никии и разлучницы-Гамзатти, простой девушки из храма и царской дочери. Это было горячо :-) Осипова и Крысанова сверкнули темпераментом и шикарными прыжками :-) В общем, зачОт :-)
Второе действие, свадьба и продолжение парада-алле. Танцы, вариации - красивые, эффектные, включая барабаны (получи, фашист, гранату :-) ). И гвоздь программы - парадный выход Солора и Гамзатти - Васильева и Крысановой. Кстати, я хочу сказать, что Екатерина Крысанова - удивительная красотка. Так вот, это было блестяще. Правда, мне показалось, что в одном из совместных вращений Иван слегка запутался в красивых ногах Екатерины :-) Может, оптический обман :-) Но все па-де2 - это сплошная виртуозная наглость или наглая виртуозность - называйте как угодно. Мой подопытный, возвращенный "к жизни" первым же парным "пролетом" Ивана и красавицы Екатерины, сказал просто: "что творят, что творят!"
Танец Никии с корзинкой (со змеей). Да, да, я знаю, что это - шедевр, вершина для любой балерины - и т.д и т.п. Но не люблю. Лично(!) для меня эти страсти-мордасти под опереточную музыку - натужные и неорганичные (может - все из-за музыки? - от "жестокого романса" до практически канкана?) IMHO, никакое "вживание в образ" здесь не поможет - только естественность. Будешь играть - переиграешь, будешь собой - победишь. Я думаю, Осипова и была такой. Т.е. она сама, не Никия, честно и простодушно жила в этом танце, со своим мощным темпераментом, с чувствами, которые она то ли не может, то ли не хочет сдерживать. Зацепило, проняло - до мурашек. Спасибо, Наташа!
И - наконец, третий акт. Тени. Любимые тени в моем списке уступают только белому акту Лебединого и сильно опережают белую Жизель. Здесь, за весь спектакль - самая красивая музыка, самая красивая хореография, это такая красотень красотущая, возникает ощущение, что смотришь совсем другой балет. Первое браво - кордебалету: это было завораживающе прекрасно. Второе браво - девушкам - трем теням за вариации.
Ну и несчастные влюбленные - IMHO, они были вполне в контексте этого стильного мини-балета, а для меня это - лучший вариант. Особенно понравилось очень и очень слаженное адажио, чуть меньше - вариация с шарфом (ну совсем чуть-чуть :-) ). Осипова приглушила эмоции, была трогательно-печальной, Васильев - нежным и обаятельным :-) Правда, в самом конце, "выдал" выпендрежную эффектную серию прыжков на немыслимой высоте (включая один - какой-то невиданной конфигурации) - слишком бурную для несчастного аватара в мире ином. Я решила, что это Никия шепнула ему на ухо, что "простила" (или еще что приятное), и это он на радостях "воспарил" :-)
Еще одно новое ощущение - собственно, новая сцена Большого. Возможно, я слишком долго не была в Большом, но мне показалось, что эта сцена уступает в размерах исторической. Обратила внимание, что порывистая Осипова разок "включила тормоза", чтобы в прыжке не улететь за пределы сцены. А стремительный Васильев в своем прыжке уткнулся лицом в кулису. Или так задумано было? Мне показалось, что этот поТСАлуй с предметом интерьера сцены - неспроста :-)
В общем, вывод такой. Молодые, полные жизни виртуозы, которые способны наполнить собой, своей энергетикой и темпераментом условные "образы" - единственная причина, которая может привести меня на виденную-перевиденную классику вроде Баядерки. Но на самом деле, я надеюсь на новые балеты (абстрактные или сюжетные вроде крышесносного "Пламени Парижа" - не суть) - и с этой т.з. анонсированные планы Большого на этот сезон впечатляют.