Оригинал взят у
kibernetika в
НЕСЧАСТНЫЙ ХАРАКТЕР. Откуда берутся ложные установки Насколько будет успешен человек и какую роль займёт в обществе, определяется ещё в младенчестве. Почти все дети при рождении имеют правильный взгляд на жизнь. Они верят в себя, любят людей и мир, хотят учиться и работать, помогать другим и совершать открытия. Но во время взросления взаимодействие с родителями и обществом часто приводит к тому, что основная жизненная позиция пришедшего в этот мир человека меняется.
У меня несчастный характер; воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причина несчастья других, то и сам не менее несчастлив; разумеется, это им плохое утешение - только дело в том, что это так.
Михаил Лермонтов «Герой нашего времени»
Люди с правильными установками и воспитанием становятся оптимистичными и успешными, притягивают к себе приятных людей и становятся счастливыми, а остальные живут в уверенности, что мир - страшное место, в котором всё несправедливо.
На основе мировосприятия и жизненной позиции, психолог и философ Р. Уилсон делит людей на четыре основных типа. Люди «дружелюбной силы» - внимательные и щедрые лидеры, уверенные, что всё будет хорошо, мир состоит из добрых и благородных людей, которые всегда помогут. Люди «враждебной силы» - напротив, авторитетные, но жестокие и самовлюблённые. Есть ещё люди «дружелюбной слабости» - застенчивые и робкие добряки и люди «враждебной слабости», которые никому не доверяют, бывают резкими, злопамятными и саркастичными. Такими не рождаются, а становятся в результате правильного или неправильного воспитания и поведения окружающих. Генетика и внешность тут почти всегда не причём.
Как появляются ложные установки, мешающие нам развиваться? Допустим, у человека был дядя, который пил. Он часто повторял: «А много ли счастья и справедливости в этой жизни? Хорошую работу можно найти только по блату. Бабы - все бляди! Одна радость - пивка и водочки выпить, да с друзьями на рыбалку поехать!» Кажется, ну сказал и ладно. Но повторенная в различных ситуациях фраза со временем откладывается в подсознании ребёнка. Появляется сценарий «Нет смысла стараться, всё устроено несправедливо. Женщинам не надо быть верным, они всё равно сами обманут. Пить - это здорово! Настоящий мужик пьёт пиво, приказывает женщине, возвращается, когда захочет, как моя дядя» и т.д.
Отец приходит с работы злой, уставший. Ребёнок рассказывает, как прошёл день в школе, потом просит купить новый рюкзак, потому что старый порвался, и над ним смеются другие дети. Отец реагирует так:
- Я эти деньги что - печатаю что ли? Или ворую? Ты знаешь, как они достаются? Вырастешь - хлебнёшь с моё! Мы, Ивановы, никогда богачами не были. По Сеньке и шапка. Кстати…Мать, я тебе говорил, что должность начальника освободилась. Угадай, кого назначили?
- Небось, этого… Савельева?
- Ага! Кто бы сомневался? Я 20 лет проработал, а он год назад пришёл и уже мной руководит. Да он ни бельмеса не смыслит!
Ребёнок получает внушение «Честные и хорошие люди - нищие. Я хочу быть хорошим, значит, я всегда буду бедным. Когда я вырасту, я буду много и тяжело работать, как и мой отец, и получать за это гроши». Малыш ещё очень доверчив и буквально воспринимает всё, что ему говорят взрослые. А если это болезненный и тревожный ребёнок, который будет бояться «вырасти и хлебнуть», то он может и вовсе не дожить до зрелого возраста.
Или мальчик плохо сделал задание по математике. Мать на него кричит:
- У тебя всё время так! Я же говорила! Это потому что ты - тупой. Смотришь в книгу и видишь фигу. Ты же сидел вчера 2 часа с уроками, а ничего не знаешь. Вот у тёти Веры сын в секции по дзюдо, времени мало, он и не выучит - а выкрутится, подсмотрит, спишет. А ты - никчемный совершенно, ничего у тебя не выходит.
Тут входит бабушка:
- Отстань от него. У меня тоже двойки одни были по математике, и у деда. Ты себя вспомни. Мы, Калугины, гуманитарии. Не даётся нам эта математика. И помочь Петеньке некому. Мы сами ни одной задачки не решим. Зато я стихи писала в молодости…
- Он говорил, что врачом хочет стать.
- На врача тяжело учиться, Петя. Не потянешь. У тебя мама - продавец... Вот у Рабиновичей - все врачи. Папа - дантист, и мама в клинике работает. Старшая дочка учится тоже на врача.
Смотрите, что произошло. Круг замкнулся. Возможно, из мальчика вышел бы пусть не гениальный хирург, но прекрасный врач-диагност или фармацевт. Но на него уже повесили ярлык и определили границы. Он мог бы стараться, ходить на дополнительные занятия, получить хорошие оценки, но его убеждают всё бросить и смириться!
Здесь действуют сразу несколько сценариев разного типа:
Национальные сценарии (например, «Мы, евреи, вечно гонимые люди, нас везде зажимают», «Куда тебе в актёры? С твоим украинским говором?» «У неё папа из Америки. Всё ясно»);
субкультурные сценарии (например, «Дед был слесарем, отец на заводе работал. И ты не высовывайся», «Она с тобой дружить не станет. Знаем мы этих мажоров!», «Так он же москвич!»);
семейные сценарии (например, «Меня мать воспитывала в строгости. И я выросла хорошим человеком», «Мы, Петуховы, люди бедные, но гордые и честные!» «Появляются дети - кончается жизнь. Будешь только с ними возиться, дура!» «Все мужики - козлы и бабники. Твой отец меня бросил с пузом, ноги о меня вытер. Я одна тебя поднимала») и т.п.
По мере взросления, мы обзаводимся друзьями и коллегами, общаемся с соседями и приятелями родителей, каждый из которых тоже имеет свою собственную позицию. Так мы слышим от соседского мальчишки «Да все люди - лошары. Ими пользоваться надо, раздевать, скотов, пока тебя не раздели!» или «Либо они тебя, либо ты их. Послаблений не будет»«Я уже в 12 лет во всю дымил! Для мужика это нормально!». Т. е. «Если ты не дурак - обманывай людей, всё надо решать с позиции силы, если ты с детства не куришь значит ты не мужчина! Курить - круто».
Посмотрите на цитаты, которые обожают писать в социальных сетях: «Женщина - как инспектор ГАИ. Херни наговорит, настроение испортит, деньги заберет, а ты еще и виноват». То есть, «Все женщины обирают мужчин, портят им настроение. Других - не бывает». И «Все инспекторы до единого - некомпетентные мошенники. Государство полностью коррумпировано». Мальчик, который, взрослея, слышит это много раз, будет подсознательно искать именно такую жену, чокнутую истеричку. Других-то нет. И ему будут попадаться самые худшие и беспринципные инспекторы. Он их будет притягивать, словно магнитом.
Помимо часто случайных и ненамеренных ложных установок, которые дети получают от родителей, ложные стереотипы появляются благодаря телевидению. Телевизор включён полдня, а там - очередной бандитский сериал или разборки очередного бизнесмена, изменившего жене с проституткой. Неудивительно, что ребёнок вырастает, думая, что быть преступником, убийцей и вором - замечательно. Помните, как брутален и хорош Владимир Машков в популярном фильме «Вор», где он обладает отрицательным обаянием и его хотят чуть ли не все женщины? У нас даже выражение такое появилось «воровская романтика», а образ мошенников и бандитов идеализируется или они предстают добродушными и комичными, вызывающими сочувствие и понимание, как в фильмах «Бриллиантовая рука», «Место встречи изменить нельзя», «Джентльмены удачи». Уже несколько поколений выросло с установками «Не украдёшь - не проживёшь», «Чтобы ты жил на одну зарплату!» и т.д. То есть, детям внушают, что «государству и людям нельзя доверять, красть и обманывать - твой долг и залог успеха», вы только подумайте, кем вырастет такой человек?
Ложные установки, которые были заложены в детстве, можно разрушить даже в зрелом возрасте с помощью различных техник нейролингвистического программирования, которые описаны в профессиональной литературе. Это поможет вам изменить жизненную программу на более благополучную, и открыть для себя новые возможности.