Мысли вслух.

Jul 08, 2012 14:23

Я скучаю по Штатам. Скучаю по многому, но больше всего - по комфорту. Непередаваемые ощущения, когда ты себя чувствуешь человеком. С того момента, когда спускаешься с трапа самолета и до последнего - когда на него поднимаешься. ЧЕЛОВЕКОМ. И отношение к тебе - человеческое.


Сначала тебе кажется, что ты приехал к гости. А гости для нашего русского менталитета - это что? Во-первых, взять с собой что-нибудь на стол и для себя. И пусть у приглашающего и так огромный дом, мы тащим и тащим туда свои салатики, любовно завернутые в кастрюльки с пленочкой, рыбки в бумажках и тапочки, тапочки, чтобы было, во что переодеться. И это - первый момент неловкости. Потому что у этого хозяина столы ломятся, и твои салатики там явно не к месту. Да и полы идеальные, с подогревом, а на крайний случай 100 тапочек всевозможного вида, чтобы тебе, идиоту, было комфортно.

Потом - небольшой экскурс по дому. И ты ходишь с толпой таких же приглашенных зевак. И все улыбаются, нахваливают хоромы, восторгаются хозяйским вкусом, а ты плетешься в сторонке, злобно озираешься и бубнишь себе под нос, что у тебя тоже еще ого-го! И совсем не обязательно иметь туалет со сливом, можно и в огород, в покасившуюся кабинку сбегать. Ну и что, что бежать далеко, вонь несусветная, не присесть и полная антисанитария. Ничего-ничего, и так можно. А то ишь, зажрались!...

Когда все рассаживаются за столом, ты ждешь, пока всех рассадит хозяин - как царь-батюшка указующим перстом направит тебя на предназначающийся тебе стул. Но в какой-то момент до тебя доходит, что хозяин добродушно пригласил всех занять те места, которые гостям понравятся, и процесс уже вовсю идет, а ты так и стоишь, открыв рот, и не понимая, что происходит. Почему-то бабушку усаживают в кресло (а не гонят прочь - старая ведь, отжила свое!), ребенку - детский стульчик, скромный рабочий садится на ступеньке неподалеку, бизнесмен - поближе к выходу, потому что часто бегает звонить, и т.д. А ты как бы не у дел. И времени на обдумывание, какое место тебе надо занять, у тебя как бы и нет, предполагается, что ты хорошо знаешь, куда ты хочешь сесть. А тебе, в принципе не важно, но тебе просто нужно самое лучшее место. Раз разрешили сесть куда угодно, так почему бы не отхватить себе самое-самое?! И ты лезешь через всех, усаживаешься то на одно место, то на другое, толкаешься и шипишь, если кто-то смотрит с непониманием на твои действия. А не понимают это все, и ты снова выглядишь полным идиотом. Но тебе это даже в кайф! Тебе дали свободу выбора, и крышу у тебя снесло под корень. Какие бабушки, какое пропустить детей? Я-я-я-я. В конце концов ты, наконец, находишь то-самое, что вроде тебе подходит и победоносно на всех взираешь: "что, съели?!" Но всем все равно. Уже давно начали приносить еду, гости с удовольствием едят, болтают с соседями, и никого ты уже не интересуешь. Снова промах.

Далее - робко озираться, а какими ложками-вилками подобает есть? И замечаешь, что за этикетом тут не смотрят. Ешь, как тебе удобно, чувак. У каждого гостя свои привычки, навыки и приемы, так что делать унифицированные правила - просто глупо. И хозяин снова добродушно улыбается: это такая ерунда, главное - чтобы тебе было удобно.

И вот - еда. Все безумно вкусное, свежее, огромными порциями. Соскучился по бабушкиной стрепни? Вот тебе харчо с бородинским хлебушком. Хочется китайской? Японской? Индийской? Начос? Буррито? Или просто гамбургер? Или что? ЧТО ты хочешь? И вот снова этот сакраментальный вопрос. Так как наш человек в принципе не привык думать о том, что он хочет, о том, что он вообще имеет право чего-то хотеть, то этот вопрос даже по самому простейшему поводу ставит неприменно в тупик. Чего же я, блин, хочу?! Особенно когда так всего много, все такое вкусное, свежее, и под носом. И, конечно, я хочу всего. И ты хватаешь все подряд, опасаясь того, что сляжешь вечерком или заночуешь в обнимку с белым другом. Но ты ешь, ешь, ешь... и хочешь еще. Пока влезает.

И в какой-то момент ты все-таки отвлекаешься от того, что тебе нужно набить свой живот, и начинаешь смотреть по сторонам. И слышишь, как люди смеются, что-то рассказывают, спрашивают тебя. Они любознательны, спокойны и в хорошем настроении. И ты пытаешься начать глубокофилософские беседы о смысле жизни, но разве сейчас - самое подходящее место, чтобы говорить об этом?... И ты снова в недоумении. А выпить водки? А затянуть "парней так много холостых..."? А всплакнуть о несовершенстве мира? Нет, тут этому явно не обрадуются. Люди говорят о погоде, о спорте, о биржах и бизнесе, о детях и поездках, и немного о личном. И у тебя есть два выхода. Взгрустнуть и понять, что ты совершенно не вписываешься, мысленно (а то и вслух) обругать этого жестокосердного хозяина, потому что он не умеет по-настоящему справлять застолье, и уйти вон, прихватив с собой пару блюд в салфеточках. Или по крайней мере пойти искать такого же, своего, с которым можно где-нибудь в ванной нависнуть над раковиной, распить горькую, обняться, затянув "подмосковные вечера", и рыдать, дескать, "одни мы с тобой, брат, одинешеньки, на всем белом свете...". Или второй вариант. Попытаться отвлечься от своей водки (бокал вина никто не отменял!), втянуться в беседу, попробовать улыбнуться хотя бы и прочувствовать, может, это и не так плохо. А там, глядишь, и научишься смеяться! Не сразу, конечно, но постепенно. Сначала из вежливости подтягивая уголки губ к ушам, а потом однажды, просто забывшись, ты будешь громко гоготать над гримасой какого-то парня, который изображает свою свекровь. И даже не заметишь, как это у тебя получилось. Потому что это ведь естественно - смеяться, когда тебе хорошо. Просто тебе еще непривычно это чувство - когда тебе хорошо.

Именно этот дом способен заставить тебя смотреть на себя и свой дом по-другому. И пусть ты был в тысячи других - они не такие. Воможно, ты уйдешь, перекрестившись, что вынес эту муку, и больше туда ни на шаг. Возможно, постараешься сдружиться с хозяином и даже напроситься к нему пожить - очень уж у него уютно. Я уезжала благодарная и задумчивая.

Штаты для меня это единственная страна, которая делает все для человека. ВСЕ. До смешного. В магазине к тебе приходит мысль о корзинке - вот же она. Устал, хочется сесть? Рядом скамейка. Доел мороженое, фантик мешается? Так вот же мусорное ведро. И так - во всем. Ты не успеваешь даже подумать о том, что тебе что-то надо - как проблема решается сама собой. Это ни с чем не сравнимое ощущение.

В России же ты бесконечно воюешь. Воюешь с собой, с другими, с правительством, со страной в целом и с городом в частности. Воюешь свирепо, жестоко, не на жизнь, а на смерть. Каждая мелочь перерастает в грандиозную проблему. Нерешаемую проблему! И все твои мысли заняты только ей. И ты тратишь силы, нервы, деньги, чтобы ее решить. Помимо тебя в решении еще будут задействованы 20 человек, и ты будешь ходить от одного из них к другому, в надежде, что он, наконец, сможет тебе помочь! И когда ты героически преодолеваешь эту трудность, ты изможден, без денег, потерял много времени, но чувствуешь, что сделал ДЕЛО. Хотя на самом деле - это такая ерунда. Но именно из таких мелочей складывается твоя жизнь.

Здесь же быт отходит на второй план. О тебе уже подумали, за тебя уже все решили, для тебя уже сделали. Тебе только нужно сказать или воспользоваться, больше от тебя ничего не требуется. И тут встает вопрос - а что же тогда мне делать?...

И вопрос этот намного серьезнее, чем кажется на первый взгляд. Потоу что когда эта шелуха слетает, ты понимаешь, что остается главное - ты. Твой внутренний мир, твоя внешность, карьера, отношения с близкими, дети-родители, твои желания и твои стремления. А если ты не привык об этом думать? А если ты каждый день занят тем, что выживаешь, и куда там тебе до высокого и прекрасного? Ты бы мог сесть на пособие и прожигать свою жизнь, наслаждаясь беспечностью, как многие темнокожие... Но тогда ты потеряешь то прекрасное ощущение того, что ты велик! Ты ведь делаешь ДЕЛО. Ты каждый день делаешь это ДЕЛО. А тут - все становится до примитивного откровенно и понятно - ты ничего не делаешь. Ты не способен, ты глуп, беден, упрям или просто (чаще всего!) ты не хочешь делать что-либо действительно стоящее, важное. Тебе вполне хватает этой иллюзии деятельности, которая ничего общего с реальностью не имеет. Но тебя это устраивает. И, конечно, многие не выдерживают, убегают. Нужно обладать недюжим мужеством, чтобы признать, что вся (или почти вся) твоя жизнь была потрачена впустую. А если тебе 40? А если 50? Этого просто не пережить.

В другом же случае, перед тобой вдруг открывается множество дверей. И ты понимаешь, сколько ты еще всего можешь достичь, сделать, куда ты можешь развиться, чем ты можешь заниматься. Ты быстро привыкаешь к сладкому чувству безопасности, уюта и комфорта. К тому что тебе не надо постоянно беспокоиться о себе, о близких, жить только "сейчас" и трястись, что "завтра" может вообще никогда не наступить. У тебя появляется возможность открыть глаза и задуматься, что ты из себя представляешь, кто рядом с тобой... И снова любимое "чего ты хочешь?" И этот поначалу давящий ужасающий вопрос постепенно превращается в легкий, ненавящевый лейт-мотив твоей жизни. И все становится настолько проще, настолько яснее. Как будто к твоему зрению -7 на оба глаза грамотный окулист наконец-таки подобрал подходящие очки. И, конечно, ты увидишь много неприятного, что тебе казалось совсем другим. Но у тебя появится возможность теперь видеть четче, куда ты идешь, что за люди рядом, какого цвета небо и светофор.

Назад только, к сожалению, дороги не будет, если ты достаточно думающий человек. Хотя многие и умудряются это проделывать, но я убеждена, что это как красно-синие таблетки Морфиуса - либо ты идешь, либо нет. Либо ты видишь правду и принимаешь ответственность за последствия, либо ты продолжаешь жить в иллюзиях и отказываешься расширять свой угол зрения. Выбор за тобой.




страны, мысли, настроение, люди, поездки, Россия

Previous post Next post
Up