Оригинал взят у
m_a_r_y_l_a в
Интервью, продолжениеПродолжение моего интервью, которое взяла Ира Константинова
Две первые части тут
http://gimnastika-zvezda.com/forum/index.php?topic=2271.0 Домой в дергу
И.К.: - Суфизм - это для тебя только Турция?
М.Г.: - Да, я езжу туда. В Иран пойди-поедь! Я-то в своей время хотела в Сирию поехать, там от Турции недалеко, но где там теперь эта Сирия, и где это все. Есть орден, и его зерно, ядро, находится в Турции, и у меня там все контакты. Тот же самый орден имеет своих представителей по всему миру, и, наверное, можно как-то где-то контактировать с кем-то еще. У меня спонтанно складывается, что в Турции. Хотя у нас были американцы, может быть, я когда-нибудь до них доеду. Просто я еще ни разу не была в Америке, и если буду, то до кого-то из них я доеду и в Америке.
И.К.: - Как устроена суфийская община?
М.Г.: - Если говорить с точки зрения общеобразовательной, то, во-первых, сам орден имеет разных шейхов. Шейх - это учитель, наставник. Каждый шейх имеет свою дергу, дерга - это община, свою школу, свои правила и, как бы, свой монастырь со своим уставом. И я не знаю, не знакома ни с одним шейхом , кроме своего. Я за эти годы бывала на других мероприятиях, но не берусь комментировать. Я могу говорить только про своего шейха, его я знаю, знаю, что он дает иначе. У него очень отличаются условия игры от других шейхов, хотя и между ними они тоже отличаются. Ну, есть естественно какое-то ядро, которое передается из поколения в поколение от самого Руми, но это как в христианстве: есть православие, есть католицизм, и православные между собой договориться не могут… недавно был синод, и кто туда доехал. И с католиками то же самое.
Поэтому здесь ничего нового, все то же самое: разные шейхи, разные направления, каждый по-своему видит происходящее. Дальше в этой структуре, где я, есть ученики, которые прямо поступают на обучение. Раньше, до того как Ататюрк сделал светскую Турцию, считалось, что обучение - 1001 день, то есть почти три года. И были школы-дерги, куда надо было поступить и три года жить, там исполнять разные обязанности. Вот сам Руми в свое время у кого-то такое послушничество проходил. Это что-то вроде послушничества. И было такое, что там живут, прямо на месте. В современных реалиях такого нет, я подозреваю, что ни у кого. Подозреваю, что, может быть, где-то в Иране есть, но здесь уже кануло в лету. Но какая-то форма обучения осталась.
Люди поступают к шейху, он берет в ученики. Вот что я видела. Сама я таким учеником не являюсь и никогда не являлась. Ученики учатся кружиться, и они же делают работу, например, когда много приезжает людей, кто занимается накрыванием столов, едой, уборкой, хозяйственными делами - ученики. В принципе и раньше все это делалось, но это в такой современной форме. У них нет никаких особенных обязательств. Я этого не знаю точно, но я и не вижу, чтобы эти люди, которые являются учениками шейха, какие-то были особенные. Они такие же люди, просто кружатся, учатся кружиться, потом научаются и могут кружиться на сема. Потому что сема - это очень строгий ритуал с конкретной последовательностью действий, это надо прямо изучать долго. Просто кружиться может любой человек, а кружиться правильно в ритуале - это целое дело.
Я к ученикам не отношусь. Но при этом с момента, когда я попала к шейху, я в любой момент могу к нему приехать и знаю, что он меня ждет. И я тоже убираю со стола, я не готовлю, но я нигде не готовлю: ни в жизни, ни в дерге, потому что не умею, но со стола я могу убрать, может быть, не очень качественно. То есть я тоже делаю эту работу, иногда не делаю. Иногда только ученики. В какой-то момент была такая история, что в дом приехала делегация, они были американцы, они были такие все пожилые люди из какого-то другого ордена. И у них была одна женщина, которая их привезла к шейху, она с ним давно знакома. И я им открыла дверь, когда они входили. Я стою, а они все входят, такие все старенькие, за 60, а то и 70, все со мной здороваются, кланяются и через одного говорят: «Спасибо». И я уже на пятом человеке говорю: я же просто дверь открыла. И какой-то человек говорит: «У вас очень хорошая работа: открывать двери». Символично..
А потом я им носила чай, потому что был такой момент, что я была одна в доме кроме шейха, спросила: «Сделать чаю?» Это я уже как-то научилась чай турецкий варить к тому времени, и шейх попросил сделать. И я принесла этот чай. И так как они все были в первый раз, кроме той женщины, и они меня восприняли, будто я тут главный вообще послушник. И они говорят: а ты давно учишься? А я раздала этот чай, стою с подносом в руках, моя задача была - уйти побыстрее, а тут они с таким все - «о, куда мы попали?» и что-то спрашивают. И эта американка говорит мне: «Аre you a student?» А я застыла так, смотрю на шейха. И шейх говорит: нет, она не студент, она друг. И вот тогда я поняла, что есть такая категория. Друзей. И он как-то объяснил, что есть студенты-ученики, они учатся, а есть друзья, они не учатся.
И.К.: - Кроме суфийской практики, какие там ритуалы? Мусульманские?
- Я вообще ни разу не видела, чтобы шейх делал намаз. Но дело в том, что я с ним знакома 6 лет, из них года 3 он очень болеет, и я подозреваю, что и 6 лет назад он не мог бы встать на колени. То есть он мужчина пожилой и больной. Но я не уверена, что он и раньше сильно делал намаз. У них очень условное мусульманство, я бы сказала. Я видела ортодоксальных мусульман на улицах, лично не знакома. Шейх, он же жил 30 лет в Америке, он очень светский человек, поэтому я про мусульман не знаю вообще ничего. Конкретно в моем ордене мусульманство очень относительно присутствует. И те тексты, которые я выкладываю, это же надо понимать, что это не из текущей ситуации, а просто мы нашли это на английском, переводили… а про то, как сейчас, материалов нет.
Мне кажется, что есть такие шейхи, у которых это очень строго пересекается с религиозной практикой, но я лично не сталкивалась. Однажды в Турции после какого-то мероприятия ко мне подошла девушка, она русская, из какой-то деревни, приняла ислам, и вот она делает вообще-то намаз пять раз, но ее шейх сказал ей делать больше, и вот она теперь делает больше. И это было в Конье, и ее шейх был тоже в Конье. Поэтому, конечно, есть такие ветки, где очень мусульманские ритуалы приняты и используются, и без них никак. У нас все очень демократично.
М.Г.: - А сама что для себя черпаешь там?
И.К.: - Шейх мне, безусловно, - старший товарищ. Он мне человек, который намного мудрее, к которому я могу идти, могу что-то спросить, а могу и не спрашивать. У суфиев вообще распространено, что когда новый человек попадет в дергу или к суфиям, то появляется ощущение, что ты попал домой. Значит, ты и попал домой. Но оно же не у всех появляется. Вот у меня такое ощущение, что я туда приезжаю как домой. У меня дома так не было. Это не домой в советскую семью. Это именно ощущение… домой…