Фильм, о котором говорят: рецензия на «Сталинград» IMAX

Oct 26, 2013 21:02

«Сталинград» - новый фильм Федора Бондарчука о битве у оккупированных немцами берегов Волги, снятый в IMAX. Для российского кино это первый IMAX и первый за последний годы качественный фильм про Великую Отечественную войну.



Война - крайне щекотливая тема и снимать кино о ней крайне опасно. Фильмы о войне это большой груз ответственности, который съемочная группа добровольно кладет на свои плечи. Но, к сожалению, мало кто в последние годы достойно показал себя в этой теме. Вот и Федор Бондарчук покусился на святое: наследник великой кинематографической фамилии, которого все обвиняют в бездарности, решил снять фильм про Сталинградскую битву. И снял.



В основе сюжета лежит «драматическая история любви на фоне грандиозной битвы». Действие начинается в Фукусиме, где русский врач рассказывает застрявшей под обломками немецкой девочке историю о своих пяти отцах, чтобы та не волновалась. Это происходит в 1942 году на оккупированном немецкими войсками берегу Волги. Контрнаступление на немецкую армию заканчивается неудачей, и войска вынуждены отступать. Лишь пятерым солдатам под командованием  молодого капитана Громова (Петр Федоров) удается прорваться в город, где они укрываются в полуразрушенном доме. В доме живет девушка Катя (Мария Смольникова), которая то ли не захотела его покидать из вредности и глупости,  то ли просто не успела. И теперь пятеро молодых парней вынуждены жить с Катей под одной крышей, защищая дом и Волгу от немцев.

Безусловно, Бондарчук оказался далеко не так плох, как о нем говорят. Да и вроде ругать-то особо не за что: «9 рота» получила множество премий, собрала большие деньги в прокате, «Обитаемый остров» стал самый кассовым фильмом в 2009 году и так далее. Но все равно ругают. И сейчас снова будут ругать.



«Сталинград» - довольно скомканная и непонятная картина. Фильмы про войну обычно строятся по двум сценариям: это или показ чьей-то одной крайне трагичной судьбы на фоне военных действий, или показ самих военных действий, баталий, погружение в атмосферу сражения. «Сталинград» решил поймать двух зайцев и прогадал.

Для фильма, показывающего чью-то безумно трагичную игру в нем мало трагичности. В нем она есть, безусловно. Чувств, переживаний навалом. Девушка, которая живет в пустом доме посреди немецкой оккупации. Она продолжает ходить поливать цветы. Она своими руками похоронила всех жителей дома (родных с краю, чтоб не перепутать), но не смогла глубоко - своими же руками все-таки. Пятеро молодых солдат, которые не хотят воевать. Почти для каждого из них война - личное дело, месть: « -ты зачем убил немца, когда он шел за водой!! Даже зверье не убивает друг друга на водопое! - а вы знаете песенку, товарищ капитан, про то, что сколько раз немца встретишь, столько раз его и убей?! Они братишку моего застрелили лишь за то, что звали его Владимир Ильич, а ему всего 7 лет было!! Убивал их и буду убивать!» И лишь капитан Громов - профессиональный военных без родного места на карте и родной души, которая бы его ждала. Но душераздирающего трагизма все равно нет. Советское кино задало крайне высокую планку: «Летят журавли», «А зори здесь тихие». Если комок в горле не стоит с первых минут, то какой же это, простите, фильм о войне? Но это и правильно: война не такая вещь, чтобы  о ней спокойно рассказывать.



Со стороны же показа военных баталий, погружения в атмосферу, «Сталинград» тоже недотягивает, но очень старается. По большому счету действие происходит в одном доме, на одной улице. Все главные сражения - лоб в лоб, почти все смерти - от ножа. И все это показано через IMAX, и это действительно лучшее воплощение этой технологии. IMAX важен в деталях, а не в масштабах. Через мелкие детали и происходит полное погружение. Это необычно, это эффектно, это работает. Но также «Сталинград» просто изобилует довольно странными, полными нелепого пафоса сценами, где, например, падает гонящий самолет. Или танк стреляет в дом, а нам предложено проследить за снарядом. Пафос, которого не должно быть, но которым изрядно приправлены эти сцены, действительно портит впечатление. Хотя, если вспомнить, что «Сталинград» первый фильм в России, снятый в IMAX, то присыпку пафоса можно и простить.



Такое же двойное впечатление производит и игра актеров. Петр Федоров показ весь свои талант, на сегодняшний день это лучшая его работа. Томас Кречман, играющий немецкого капитана Петера Кана, почему-то совсем не общался с Федоровым за время съемок, хотя у них был миллион общих сцен. Но он тоже превосходно сыграл. Мария Смольникова показала нам беззащитную Катю, которая совсем не хочет войны. Она беззащитная, ранимая, но, в то же время, учиться убивать немцев. Все актеры отлично сыграли, но недостаточно хорошо для этого фильма. При всем таланте Федорова он неубедительно отдает приказ о расстреле русского матроса, когда тот задумывает неповиновение. Он неубедительно говорит, пожалуй, самую известную фразу фильма про то, что «в нашей стране дибилов нет; есть душевнобольные, а дибилов нет». и не то, чтобы актеры были подобраны неверно или режиссер плохо отработал. Нет, но все равно создается ощущение, что что-то здесь явно не так. Какое-то все немного ненатуральное, артистичное в худшем значении этого слова.

Но «Сталинград» все равно нужно увидеть. Обязательно увидеть всем и каждому. Все-таки стоит знать, на что теперь способно русское кино, увидеть своими глазами этот киноматографический прыжок и понять, что, к сожалению, это один из лучший вариантов фильма про войну на сегодняшний день. Многие, как не печально это признавать, хоть так да узнают, что такое Сталинград. И с просмотром можно не торопиться: фильм будет в прокате довольно долго, до 23 октября. И не пропустите IMAX, правда, он есть только в кинотеатре СИНЕМАПАРК DeLUXE

рецензии

Previous post Next post
Up