Евроинтеграция. Часть I.

Dec 01, 2016 23:44



Единая Европа. Долгий путь, усеянный сомнениями и противоречиями, пришлось пройти европейским странам, чтобы объединиться в некое подобие конфедерации, надстроенное над государственными объединениями стран-участниц союза. Многие относились к этой идее скептически, не верили в возможность ее реального осуществления. Речь и о политиках, которые не хотели потерять свои сферы влияние, и об ученых, которые считали, что стык эпох - не лучшее время для объединения, и об антиглобалистах, которые на момент создания ЕС, в большей своей части, были представлены маргинальной частью современного общества.

Естественно, конечной целью объединения, выступало создание единого государства, занимающего пространство всей Европы. В период холодной войны, граница противоборствующих блоков находилась в Европе и отдельно взятая европейская страна не имела веса на международной арене, и не могла тягаться с такими тяжеловесами как США и СССР. В то время и был разработан концепт объединения Европы в мощное и политически-значимое государство, которое стало бы третьей мировой державой на международной арене, силой, с которыми всем бы пришлось считаться. При угрозе ядерной войны, от разделенной Европы не осталось бы и следа - она бы стала эпицентром боестолкновений и, скорее всего, никогда бы не возродилась из пепла.

После окончания периода Холодной войны, в связи с азиатским экономическим чудом, объединение Европы рассматривалось уже, в первую очередь, как экономический противовес США, Китаю и Японии, которые претендовали на роль экспортных монополистов во многих сферах экономики. У Европы никогда не было желания стать единой ради процветания, в политике не используется данный термин. Все обсуждения, связанные с данной темой, начинались только в тот момент, когда над Европой нависала та или иная угроза, которой невозможно было бы противостоять поодиночке. И Парижский договор о создании Европейского объединения угля и стали, который стал прародителем ЕС, является тому подтверждением.


Десятилетия кулуарных обсуждений и громких заявлений по ТВ сделали свое дело, жители Европы поверили, что будущее в объединении, в едином государстве, к которому страны поэтапно будут подходить, на основании совместно выработанных концепций. При объединении все понимали, что возможности стран сильно разнятся и та же Германия, в экономическом плане, гораздо мощнее Бельгии, Словении или Португалии. Таким образом, для соблюдения принципа справедливости, представительство и вклады государств-участников ЕС были пропорциональны их возможностям, страны отказались от принципа равенства между ними. И именно это справедливое, на первый взгляд, решение, погубило ЕС еще при его создании.

Первоначально, перспектива вступить в союз сулила выгоду небольшим странам, с менее развитой экономикой, которые надеялись на улучшение экономических показателей за счет помощи более развитых соседей. Общая сельскохозяйственная политика, единый внутренний рынок и валюта, отсутствие границ и взаимопомощь стран-участниц союза стали необычайно интересным предложением для европейских стран, которые объединились в союз во втором и последующих эшелонах. После того, как в 2004 году большая часть Европы стала участником ЕС, у других стран просто не осталось выбора, ЕС стал их главным конкурентом в развитии, так как основные партнеры, находящиеся поблизости, уже не получали выгоды в экономических отношениях со странами участницами-ЕС и были вынуждены присоединяться ради единого рынка.

После объединения, ситуация по отношению к ЕС резко поменялась. Небольшие страны практически не получили поддержки от союза, все блага ограничились единым рынком и некоторыми принципиально важными направлениями политики. Крупные же страны, напротив, стали гораздо больше заинтересованы в процессе интеграции в связи с появившейся возможностью влиять на судьбу союза. Вкладывая немалые средства в союз, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Испания смогли лоббировать свои интересы перед другими 23 участниками союза, что вызвало ряд недовольств среди других стран, представленных в Европарламенте гораздо меньшим количеством депутатов и, в конечном итоге, крупным странам-участницам пришлось пойти на некоторые уступки.

Однако, не смотря на явное экономическое усиление Европы, общественные силы на ее территории, а также неумение договориться по многим ключевым для союза вопросам, привели к тому, что население многих стран уже не верит в целесообразность интеграции и не готово ухудшать уровень жизни, ради дальнейшего объединения с другими государствами Европы. Все это можно было бы назвать неудавшимся экспериментом, если бы не заведомо неправильный формат объединения, который превратил различные по культуре и истории государства в одну большую и неспособную к жизни химеру.

В своей следующей статье я расскажу об основных проблемах ЕС, которые приводят к его неприятию в странах-участницах, и разрушению годами наработанных механизмов евроинтеграции.

неравенство, объединение, европейцы, парламент, Европарламент, Европа, интеграция, евроинтеграция, развал, Европейский союз, ЕС, несправедливость

Previous post Next post
Up