Этика компьютерных игр

May 04, 2013 12:34




В одной из машинок - ребёнок. Маленький темнокожий мальчик. Он рулит, уворачиваясь от трех мутантов, со скрежещущим смехом гоняющих его по всему полю. Один раз малыш проезжает рядом с оградой, окидывая нас безумным от страха взглядом.

Неудачник поднимает винтовку.

- Это не игрок, - устало объясняю я. - Это часть программы. Призовые очки. Спасаешь ребёнка, отводишь в безопасное место, там находишь какое-нибудь оружие или броню. Пошли, нечего время тратить.

Но Неудачник, наверное, утратил связь с реальностью основательно. Он начинает палить. Три выстрела - три мутанта. Они пытаются отбиться, метают в нас огненные шары, но Неудачник быстрее и точнее.

На перестрелку откуда-то выползает исполинский паук и начинает поливать нас очередями из вросшего в морду пулемёта. Мне приходится вмешаться. Две ракеты - коту под хвост… точнее пауку под жвалы. Наступает тишина, лишь выбравшийся из машинки ребёнок плачет, сидя на корточках.

- Пошли, - решаю я. Теперь уж придётся отвести ребёнка в укрытие, и получить честно заработанную амуницию.

Сергей Лукьяненко, "Лабиринт отражений"

У меня уже несколько дней продолжается в одном подзамочном посте Ольги Смирновой неторопливая дискуссия с анархистом, который противопоставляет реальность и виртуальную реальность, с точки зрения воспеть первую. В процессе дискуссии анархист успел сообщить, что крепостной театр лучше любого фильма, а охота лучше компьютерной игры, потому что они "настоящие". Как говорится, "не знаешь, куда на этот раз провели Интернет, в цирк или в сумасшедший дом".

Попутно, с самой Ольгой зашёл разговор об этике, в плане того, что, возможно, охота даёт некоторое представление об убийстве, небесполезное для этики, а компьютерная игра не особенно. Заниматься охотой мне не приходилось, а вот в компьютерные игры я играю, хотя и нечасто (у меня очень поздно появился компьютер, поэтому привычка не сформировалась), в основном в довольно старые. Вспомнилась пара случаев.

Недавно я второй раз начал проходить культовую игру "Vampire: the Masquerade - Bloodlines". Я уже раньше пробовал её пройти, и дошёл почти до конца, но созданный мною социальный персонаж (Тореадор, если кто в теме), которым так легко было соблазнять девушек в барах и вести задушевные беседы с квестовыми персонажами, оказался физически не способен добежать до конца коридора, полного вооружённых вампирофобов, не рассыпавшись красивой кучкой пепла. В этот раз я поступил умнее и создал интеллектуала Тремера, заточенного на мощную боевую Магию Крови.

В игре есть такой момент, когда ты оказываешься в заброшенной больнице, где как раз группа "охотников за привидениями" с местного телевидения попалась на обед вампирше-каннибалу. Большинство из них погибают в роликах, которые показывают между локациями. Одному удаётся сбежать, если найти его в городе и уговорить вернуться в больницу, чтобы вампирша его всё-таки съела, то с ней можно договориться о квесте. А последнего члена группы она убивает прямо на ваших глазах, перед тем как начать разговор. И подкрепляется в процессе.

Возвращать сбежавшего я никогда не пытался (за это, кстати, снижают Человечность, а у моих персонажей она всегда на максимуме), но вот этот погибающий перед разговором журналист не давал мне покоя. В итоге я смог обойти эту сцену: я атаковал вампиршу дистанционно, из другой комнаты, до начала разговора. В итоге потерпевший остался жив, из него даже можно было попить крови. Правда, я создал непредвиденную создателями игры ситуацию: спасённый не шевелился и не говорил, а у сбежавшего не обновился набор диалогов, оставшись таким же, каким он был на выходе из больницы, в результате чего он потерял связь с происходящим. Но убийства случайного человека сверхъестественным каннибалом я всё-таки не допустил.

Другой пришедший мне на ум случай относится к игре "Чужой против Хищника". Как-то раз, вспомнив, что я читал про эту игру несколько лет назад, я решил установить её и поиграть. Начал кампанию за Хищника, радостно пробежался по папоротниковым джунглям, а потом заметил человека-военного. Включив невидимость, я подошёл ближе и неожиданно атаковал патрульного ручным ножом. Патрульный оказался женщиной. Моя невидимость настолько её деморализовала, что она опустилась на колени, закрыла голову руками и молча ждала следующего удара. Я вышел в меню, покинул игру и удалил её с компьютера.

- Ну прошёл бы тогда кампанию за людей, если такой нежный, - сказал мне мой друг.

Но как-то желание пропало у меня уже.

Этика, Красный Лытдыбр, Компьютерные игры

Previous post Next post
Up