Киноэволюция

Dec 02, 2015 15:57


Не так давно я написал пост о комиксных киновселенных, появление которых представляет собой историческое явление. Чуть позже я понял, что это - лишь часть происходящего в киноискусстве сдвига, имеющего более масштабный характер.

Во-первых, речь уже идёт не только о комиксах. Да, всё началось с Marvel Studios и попыток её догнать, но теперь концепция киновселенной покинула рамки кинокомиксов и захватывает другие проекты. "Звёздные Войны", с учётом заявленных сиквелов, спин-оффов и мультсериалов, на наших глазах тоже превращаются в киновселенную. Universal Pictures сейчас занимаются созданием вселенной чудовищ. Не обходится и без курьёзов: в киновселенную превратится "Форсаж".

Во-вторых, наблюдается явный сдвиг от фильмов к сериалам. Целый ряд популярных фильмов сейчас перезапущен в виде сериалов ("Области Тьмы", "Особое мнение", "От заката до рассвета", "Ганнибал"), ещё ряд таких перезапусков готовится ("Рэмбо", "Дрожь Земли", "Хранители", "33 несчастья"). Некоторые экранизации культовых книг, из которых раньше наверняка попытались бы сделать фильм, теперь делаются сразу в виде сериалов ("Игра Престолов", "Джонатан Стрэндж и мистер Норрелл", "Человек в Высоком Замке").

Недавно я случайно услышал в какой-то телепередаче о кино фразу: "раньше никто не хотел снимать для ТВ, теперь наоборот, все этого хотят. В фильме ты ограничен двумя часами экранного времени, а сериал позволяет тебе снять 11-часовой фильм". Наиболее чистым случаем этого является Netflix, снимающий собственные сериалы онлайн-сервис. Netflix не показывает свои сериалы по телевизору, а продаёт их подписчикам, и не по одной серии, а целиком (исследования показали, что люди преподчитают смотреть сериалы по несколько серий подряд). В итоге, сериалы, создаваемые Netflix, полностью отрывается от исторических телевизионных корней и превращаются в чистом виде в жанр киноискусства (по сути, тот самый 11-часовой фильм). С сериалами традиционных телеканалов происходит то же самое, просто медленнее.

В-третьих, в киноэпопеях размывается граница между продолжением и римейком. В некоторых случаях перезапуск игнорирует лишь какую-то часть киноэпопеи, продолжая то, что хотят авторы ("Мир Юрского Периода" игнорирует "Парк Юрского Периода" 2-3, "Терминатор 5: Генезис" игнорирует "Терминатора" 3 и 4, предполагаемый "Чужой" Нила Блокампа также проигнорирует третьего и четвёртого "Чужого"). В других это делается ещё более изящно: перезапуск находит своё отражение в сюжете ("Стар Трек" и "Люди Икс", где причиной перезапуска являются путешествия во времени).

Таким образом, можно констатировать, что связность кинопродукции растёт - и вширь (киновселенные), и вглубь (сериалы), и вдоль временной оси (продолжающие перезапуски). Мы имеем дело с чем-то вроде перехода от одноклеточного киноискусства к многоклеточному. Если этот процесс будет продолжаться, то всё более настоятельно будет требовать от сценаристов, режиссёром и актёров новых творческих и технических решений, так же как их потребовало появление в кино цвета и звука.

Кино

Previous post Next post
Up