Моя одержимость странными фильмами продолжается.
На этот раз я расскажу о фильме Дэвида Линча "Шоссе в никуда" и о своих взаимоотношениях с этим режиссером.
«Шоссе в никуда» - это третий по счету фильм Дэвида Линча, который я решилась посмотреть.
Первым был фильм «Голова-ластик». Этот кошмар я хочу забыть раз и навсегда. Не даром его включили в Топ-25 самых опасных фильмов по версии журнала «Premiere».
Вторым был «Малхолланд Драйв», оставивший после себя уйму вопросов, эмоций и впечатлений. Что интересно, эмоций скорее положительных. Также осталось желание пересмотреть фильм еще раз в будущем, чтобы еще раз попытаться в нем разобраться.
И вот меня снова потянуло посмотреть какой-нибудь странный запутанный фильм.
Я знала, что если обращусь к Линчу, то не ошибусь. Что ж, в этом Линч меня не подвел. Фильм «Шоссе в никуда» действительно странный и очень запутанный.
Но вот сюжет… Если бы я не смотрела упомянутый выше «Малхолланд Драйв», то, возможно, что сюжет фильма «Шоссе в никуда» показался бы мне весьма неординарным.
Но после… Да эти два фильма похожи как две капли воды!
Я знаю, что «Шоссе в никуда» был снят раньше «Малхолланд Драйва». Но это нисколько не оправдывает повторы в сюжетах этих фильмов.
Оба фильма делятся на две части, одна из которых более-менее реалистичная и последовательная, а вторая полностью сюрреалистичная и безумная.
В обоих фильмах идет замена главного героя на совершенно другого человека, при этом имеющего очень смутное сходство с предыдущим.
В обоих фильмах героев преследуют навязчивые видения.
Также в обоих фильмах происходят непонятные убийства, причем убитый человек то мертв, то воскресает и появляется в фильме вновь в другом амплуа.
Да и многие приемы съемки очень схожие.
Я могла бы написать целую исследовательскую работу по сравнению двух фильмов Линча. Но к чему это? И без того понятно, что они похожи до невозможности.
Да, действующие лица и наполнение сюжета разные, но сюжетная канва одна и та же.
Разумеется, ни в том, ни в другом фильме в итоге не дается никаких пояснений происходящему. Зрителю предоставляется право самому ломать голову и строить одно предположение за другим.
И все же я попыталась разобраться в сюжете фильма «Шоссе в никуда».
Его можно трактовать двумя способами.
Первый вариант трактовки более примитивен. Он состоит в том, что вторая половина фильма, начиная с подмены главного героя в тюрьме - ни что иное, как бредовый сон Фреда Мэдисона. Режиссер отчасти дает нам намек на эту версию.
Когда Фред Мэдисон попадает в тюрьму, его мучают страшные головные боли и бессонница. Во время прогулки он теряет сознание, и тюремный врач, осматривая его, спрашивает, как у него обстоят дела со сном. Фред признается, что уже не помнит, когда он нормально спал. Тогда врач дает Фреду какое-то лекарство и говорит, что теперь-то уж Фред будет спать очень крепко. После чего долго и многозначительно смотрит на Фреда. Именно в тот момент, когда Фред засыпает, и происходит подмена персонажа, как в тюрьме, так и в фильме.
Второй вариант трактовки фильма более неординарный. На него меня натолкнули воспоминания о фильме «Донни Дарко». Временная петля, вот на что похож весь фильм «Шоссе в никуда»! Ведь фильм начинается и заканчивается одной и той же фразой в домофон, - "Дик Лоран мёртв". Все признаки закольцованного сюжета тут на лицо. Так почему же не предположить, что Фред Мэдисон, подобно парнишке Донни Дарко, попал в тангенциальное пространство? Не стоит забывать, что в пространстве Донни Дарко все окружающие люди выглядели вполне обычно и, не считая странных редких видений, ничто не намекало на то, что с миром вокруг него что-то не в порядке.
Вот и «Шоссе в никуда». Может быть, дело вовсе не в Фреде Мэдисоне? Может быть, это весь мир вокруг него - не в порядке? Может, люди вокруг него - лишь декорации? А вся его жизнь - это лимб, куда он возвращается снова и снова? И его странное перевоплощение лишь показывает, что с миром что-то не так?
Не стоит забывать, что в любой временной петле всегда есть какой-то крючок.
Донни Дарко видел парня в костюме кролика. А Фред Мэдисон то и дело видит Таинственного человека.
Кроме того, в каком бы облике ни был Фред Мэдисон, все люди, которых он так или иначе встречает - одни и те же - Дик Лоран, он же мистер Эдди, хозяин роскошного дома Энди (который везде Энди), Рене Мэдисон, она же Элис Уэйкфилд.
Анализируя этот фильм, я старалась вспомнить другие фильмы, затрагивающие тему временной петли. И мне пришел на ум фильм «Треугольник».
У любой временной петли есть строгий временной промежуток и строгая точка отсчета.
В фильме «Треугольник» этой точкой отсчета был гигантский лайнер. А в фильме «Шоссе в никуда» мне почему-то кажется, что этой точкой отсчета мог стать отель «Lost Highway», где пытался скрыться главный герой. Предположим, что герой совершает серию убийств, после чего пытается скрыться от полиции по шоссе, где заезжает в отель «Lost Highway». Он заходит в отель, засыпает, и просыпается вновь у себя дома за несколько дней до убийства!!!
Это объясняет и голос в домофоне. Фред Мэдисон, подобно другим героям похожих фильмов, пытается сам себе напомнить, что всё это с ним уже было!!! Он успевает предупредить сам себя, потом пытается скрыться от полиции, но куда бы он не ехал, шоссе привозит его всё в тот же отель. Это также объясняет и его видения будущего и странные сны. Он просто вспоминает то, что происходит с ним в петле вновь и вновь! Видеокассеты тоже вписываются в эту канву. Как становится понятно, никто посторонний в дом Мэдисонов не проникает. Вероятнее всего, кассеты оставляет Фред сам себе, пытаясь напомнить о том, что его ожидает в будущем. Правда, в фильме говорится, что кассеты оставлял на крыльце Таинственный человек. Но хоть он и был реальной персоной (поскольку гости на вечеринке видели его), он мог быть всего лишь функцией к решению задачи Фреда.
Может быть, мои версии не выдерживают никакой критики.
Но мне они нравятся.
Напоследок хочется отметить музыку из фильма "Шоссе в никуда". Это просто шедевр, - Дэвид Боуи, Раммштайн, Мэрлин Мэнсон… одни только саундтреки поднимают этот фильм на более высокий уровень по сравнению со всеми предыдущими работами Линча.
Как видите, фильм "Шоссе в никуда" дает большую пищу для ума. Но никаких ответов он не дает. Возможно, потому что единственно правильного ответа и не существует.
Тем не менее, я не могу высоко оценить этот фильм. Поскольку, как я уже говорила, сюжет "Шоссе в никуда" во многом повторяет сюжет "Малхолланд Драйва".
В будущем я планирую посмотреть еще несколько фильмов Линча, чтобы понять, есть ли в них оригинальность. Или Линч эксплуатирует во всех фильмах одни и те же приемы? Последнее было бы печально.
Тогда выходит, что Линч никакой не гений, а только автор одной идеи. А любая идея рано или поздно теряет свою свежесть и новизну.
И тогда от великого режиссера остается лишь великое разочарование.