Оригинал взят у
kireev_andrei в
Валаам. Обратная сторона.На Валаам я ехал с единственной целью - посмотреть местные красоты и не более. Но, к сожалению, многое из увиденного меня огорчило. Наверное все слышали про конфликт местных жителей с представителями РПЦ. А именно то, что
жителей выселяют без их согласия. Достаточно подробно и хорошо эта ситуация описана в статьях, на которые я дам ссылки
ниже. В них проводится целое журналистское расследование.
Я же постараюсь объяснить достаточно просто мною увиденное.
Так выглядела Зимняя гостиница после пожара. Пожар тут произошел 1 мая 2016 года.
Пожар на втором этаже трехэтажного здания начался 1 мая около 8 часов утра. Сообщение о возгорании поступило в 08:49,
через несколько минут прибыли первые пожарные расчеты. Как сообщили в Главном управлении МЧС по Карелии, первыми в
борьбу с огнем вступили подразделения пожарно-спасательной части № 39 по охране острова Валаам, добровольцы из числа
монахов и волонтеры. Пришлось раскатывать пожарные рукава до Ладожского озера, которое находится в 450 метрах
от здания, это заняло время.
Началась эвакуация людей, по официальным данным, всего из здания было выведено 70 человек.
К моменту начала тушения огнем было охвачено около 100 м2 здания, пламя распространилось по деревянным перекрытиям
на третий этаж, где расположены помещения Валаамской школы, и перекинулся на гостиницу «Мансарда»
К 9:30 утра ранг пожара был повышен до второй категории, площадь горения составляла 400 м2. На помощь местной
пожарной команде и добровольцам прибыло подкрепление из соседних населенных пунктов - Сортавала и Питкяранта.
Из Петрозаводска на вертолете вылетела оперативная группа, в том числе представители регионального правительства.
Пожар с воздуха тушил вертолет с водосливным устройством.
Крыша здания частично обрушилась на площади 300 м2 .
В 15:06 ранг пожара был понижен, а через два с половиной часа пожарные сообщили о ликвидации открытого горения.
Очевидцы утверждают, что около 18 часов здание «заполыхало с новой силой». Пожарные до позднего вечера
продолжали «проливку» помещений. О ликвидации пожара было объявлено в 23:00.
Люди не верят официальной версии пожара.
Речь идет о «бытовой неосторожности» одного из местных жителей. В разговоре с корреспондентом «7x7» один из жильцов
заявил, что непосредственно перед тем, как было обнаружено возгорание, в квартире местного жителя Дмитрия Синицы был
слышен хлопок. Это засвидетельствовали независимо друг от друга его соседи - Светлана Попкова и Владимир Шрайнер.
Однако, как уверяют жильцы, никаких предметов, способных вызвать такой хлопок (газовые баллоны и т.п.), в квартире
не было, а после хлопка пламя «разливалось» по дому. Сам же квартиросъемщик находился в этот момент на улице - там
его видели еще несколько человек.
Вторая, неофициальная версия, по словам жильцов, - поджог. Жильцы высказывают опасение, что это могла быть
спланированная провокация со стороны кого-то из работников монастыря, и говорят, что есть конкретные подозреваемые.
Люди отказываются назвать их имена, пока не будет выдвинуто официальных версий со стороны МЧС. Жильцы утверждают,
что со времен войны пожаров в Зимней не было, и такой мощный пожар вряд ли могла спровоцировать
«бытовая неосторожность».
Подробнее про это здесь
http://7x7-journal.ru/item/80719 А теперь о моем путешествии. Начну с того, что на Валааме есть несколько мест для стоянок туристов. Я забронировал через интернет
в природоохранной конторе Валаама точку номер 1. Она ближе всего располагается к монастырю и соответственно от нее удобнее всего идти до монастыря
и вообще ходить по острову.
Ходить на Валааме не обязательно. Можно взять в аренду велосипед в той же природоохранной конторе и это сильно
облегчает задачу.
Приехав на остров я естественно первым делом отправился в природоохранную контору, что бы зарегистрироваться и
подтвердить свое место на стоянке. Каково же было мое удивление, когда я в конторе узнал, что с 1 июня точка
номер один отошла к монастырю и теперь с ними надо договариваться по поводу стоянки.
Но сразу сказали, что можешь смело идти на свою стоянку и там располагаться раз забронировал, а монастырь, если ему
надо, сам придет и оформит тебя. То есть уже по разговору с природоохранниками чувствовался холодок между ними и
монастырем.
Так я прожил на этой точке почти неделю и никто ко мне не подошел.
Еще, гуляя по острову, заметил во многих местах вырубки, хотя как можно пилить на таком небольшом острове - не понимаю.
Опять же, как я понял, всем заведует монастырь и природоохранная организация ничего не может сделать.
Еще одна деталь - когда едешь по дорогам Валаама на велосипеде, то надо соблюдать осторожность, так как
по ним на достаточно большой скорости ездят много машин, в том числе и недешевых иномарок.
Опять вопрос - откуда на таком острове посреди Ладоги такая большая интенсивность движения и откуда такое количество
иномарок...
Складывается ощущение, что едешь по оживленной улице в крупном городе. Об осторожности на дорогах меня сразу же предупредили
в конторе, где брал в аренду велик.
Расскажу еще одну историю. Я как-то взял обычную весельную лодку и решил на ней покататься по заливам.
С собой конечно же фотоаппарат. В одном из заливов фотографируя пейзажи вдруг услышал чей-то голос - Только меня,
пожалуйста, не снимай.Я может и не обратил внимания, если бы не этот возглас. Развернулся и вижу картину.
Батюшка (он был в рясе) на моторной лодке, причем очень недешевой по внешнему виду, рыбачит. А именно занимается троллингом (метод рыбной ловли
с движущегося моторизованного плавсредства). Еще периодически кидает блесну.
Кидал он блесну достаточно далеко, а залив был небольшой. Да и для троллинга надо места много. Поэтому я старался как-то проплыть мимо и не мешать ему.
Хотя понимал по его виду, что это у меня не очень получается. Ну а поскольку он попросил его не фотографировать, то
я и не стал этого делать. Просто мысленно нарисуйте эту картину.
А теперь возвратимся к местным жителям.
Они охотно рассказывают о своих притеснениях монастырем. Что они тут чужие и мешаются монастырю.
Кто-то сейчас скажет, что это земля изначально принадлежит монастырю (хотя это вопрос спорный - разные источники говорят разное и что до монастыря
на Валааме были обычные жители) и что Зимняя гостиница тем более.
Но давайте подумаем, а кто выселяет людей? Церковь... которая должна вроде как учить добру, терпимости.
Ведь как говорится - возлюби ближнего своего как самого себя. А что-то на деле? Совсем наоборот.
С одним из местных я договорился по поводу моторной лодки и он меня прокатил по Ладоге вокруг Валаама.
Опять же разговор с ним пошел о проблеме местных жителей и церкви. Он сказал, что здесь на острове я зарабатываю,
катая туристов и естественно все деньги трачу на семью, детей, а если меня отсюда выселят, то как их прокормить?
Работу найти практически невозможно. Но, видимо, кому-то его бизнес сильно мешает...
Вот выдержка из статьи, ссылку на которую я дам ниже.
В качестве поучительного примера успешного сосуществования монастыря и светского населения почти все жители Валаама,
знающие историю острова, вспоминают о "финском периоде".
"Это были 1920-30-е гг, когда Великое княжество Финляндское получило независимость. Здесь находился финский военный
гарнизон, потому что это была пограничная территория и здесь проживали семьи финских военных, с детьми. Кстати, они
жили в Зимней гостинице. Здесь помещения были переоборудованы под квартиры. В другой части здания размещались
туристы: в 20-30-е гг. это был очень крупный туристический центр"
Называется статья Валаам: битва за келью.
Здесь целое расследование.
Вот еще выдержки из статьи.
Очень серьезный бизнес.
В том же четырехэтажном здании, прямо над признанными непригодными для проживания квартирами - две монастырские
гостиницы. Там весьма скромный по удобствам номер стоит в среднем 3,5-4 тыс. рублей за ночь. То же печное отопление
и электрический обогреватель, душевая кабина, крохотное окошко.
Монастырю нужны гостиницы. В сезон - с мая по октябрь - на остров приезжает 100- 140 тысяч паломников - почти по
тысяче человек в день. В трех монастырских гостиницах на острове могут разместиться немногим более 100 туристов.
Проспект "Паломнической службы" насчитывает около двух десятков туристических программ, рассчитанных на разный
кошелек.
Выселение по-христиански.
Отнюдь не все из тех, кто жил здесь последние полвека, возражали против отъезда. Многие согласились на первоначально
предлагавшиеся монастырем квартиры в Петрозаводске.
Но квартиры в региональной столице предлагали немногим. Изначально монастырь аккуратно переселял жителей,
однако после ликвидации местного самоуправления терпеливый поиск компромисса сменился жестким подходом.
Тупик. Фанерный.
Теперь всем жителям "Зимней" предлагают фактически безальтернативный вариант - дом в Сортавале.
Для тех, кто не мыслит жизни без Валламской природы, ветра, волн и сосен, сам его адрес - как издевательство.
Фанерный тупик, 7A.
Еще одна выдержка.
Валаам для VIP.
Рядом со Свято-Владимирским скитом (тоже новодел 2000-х с характерным для эпохи названием) - два больших деревянных
коттеджа. Один из них местные называют резиденцией Путина, другой - VIP-баней.
По официальной версии, загадочные домики у скита-новодела - это гостиницы для VIP-гостей. Рядом за деревьями
стоят новенькие жилые дома, около которых лихо работает экскаватор.
Невозможная стройка.
"У нас по программе - возрождение Валаамского монастыря. На самом же деле идет не возрождение, не ремонт, а новое
строительство - строят новое. Стоят резиденции на островах. Вот построили у нас резиденцию для Алексия Второго -
Свято-Владимирский скит - он там отдыхал. Заступил Кирилл - ему эта резиденция не понравилась - построили ему
резиденцию на Байонном острове (Валаамского архипелага), на котором строить вообще ничего нельзя, потому что это
заповедная зона, особо охраняемая территория", - говорит Сергей Григорьев.
http://www.bbc.com/russian/russia/2015/11/151111_valaam_residents Статья объемная, но очень советую ее прочитать.
Еще есть видео. В огне Бога нет. Как с помощью пожара с Валаама изгоняют светских жителей.
https://www.youtube.com/watch?v=QRCOZOlZGjU Click to view
Ну а больше всего мне запомнились слова одного местного жителя - Я здесь родился, вырос, тут (на Валааме) похоронены
мои родители и я хочу быть рядом с ними. По моему вполне понятное естественное желание. Но кто-то думает иначе.
И как ни странно это церковь...